Курсы валют
USD 63,9114 0,0373
EUR 68,5002 −0,1900
USD 63, 2275 −0,1375
EUR 68, 0750 −0,0750
USD 63,7 359 −0,0254
EUR 68, 5663 −0,0826
USD 63,6500 63,6000
EUR 68,4500 68,4000
покупка продажа
63,6500 63,6000
68,4500 68,4000
05.12 — 12.12
65,2000
69,3000
BRENT 53,01 −0,15
Золото 1177,48 0,03
ММВБ 2160,51 −0,11
Главная Новости Деньги Верфи плывут на войну
Оборонный заказ дал отечественным судостроителям 90% доходов

Оборонный заказ дал отечественным судостроителям 90% доходов

Источник: Ъ-Online|
20:30 19 октября 2015
На фоне продолжающегося увеличения расходов государства на оборону российские верфи все активнее переориентируются на строительство военных кораблей.
Оборонный заказ дал отечественным судостроителям 90% доходов
Фото: Александр Скифский / Коммерсантъ

По итогам января—сентября их доля в общем количестве сданных судов достигла половины, хотя еще несколько лет назад была на уровне 30-40%. В денежном выражении на военное кораблестроение приходится и вовсе 90% заказов российских верфей. Источники "Ъ" и эксперты отмечают, что гражданские суда, которые сейчас строят российские верфи, в основном технологически просты и дешевы, а крупных высокомаржинальных заказов со стороны рыбников и нефтегазовых компаний пока так и не появилось.

 

По итогам девяти месяцев 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, построенных на российских верфях, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, до 98 единиц, следует из рейтинга агентства "Infoline-Аналитика" Infoline Shipbuilding Russia Top (есть у "Ъ"). При этом совокупный тоннаж сданных судов сократился почти в 2,8 раза, с 327 тыс. до 117,5 тыс. тонн. В денежном выражении рынок упал на 24%, до 65,8 млрд руб. Таким образом, после активного роста количества сданных заказов в 2012-2014 годах российское судостроение демонстрирует негативную динамику уже второй год подряд (в 2014 году количество построенных судов упало на 41%, до 177 штук).

 

На этом фоне доля оборонного заказа в портфеле верфей продолжает расти. Если по итогам января--октября 2014 года отечественные судостроители сдали 77 гражданских судов против 46 военных, то за минувшие девять месяцев их соотношение почти сравнялось — 50 против 48. В стоимостном выражении военное кораблестроение по итогам девяти месяцев 2015 года обеспечило практически весь объем заказов российских верфей — его доля превысила 90% (60 млрд руб.) на фоне снижения стоимости гражданских судов более чем в шесть раз, до 5,8 млрд руб.

 

Источники "Ъ" среди судостроителей поясняют, что российские верфи сейчас серийно строят достаточно "простые и дешевые" гражданские суда и маржинальность подобных заказов невелика. Например, "Красное Сормово" (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию) стало лидером по тоннажу переданных заказчику судов, но речь идет всего лишь о трех танкерах проекта RST27.

 

Технологически это достаточно простые суда класса "река-море", стоимость одного танкера составляет порядка 700 млн руб. При этом, подчеркивают собеседники "Ъ", верфи, ориентированные на гособоронзаказ, могут сдать один-два корвета или фрегата, но стоимость одного корабля будет исчисляться миллиардами рублей.

 

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что российские верфи не могут "сформировать привлекательные по соотношению технических характеристик и цены" предложения в ряде ключевых сегментов гражданского судостроения, например в строительстве рыбопромыслового флота. Это во многом происходит из-за традиционных проблем отечественного судостроения — "низкого уровня серийности судов, загрузки мощностей и избыточности персонала". В сегменте модернизации существующего рыболовного флота российские судостроители также не могут предложить альтернативы зарубежным верфям из-за отсутствия у них "конкурентоспособных проектов". Кроме того, сокращение перевозок водным транспортом на фоне обмеления рек приводит к убыткам пароходств и, соответственно, отсутствию у них финансовых возможностей и потребности в обновлении флота.

 

Источники "Ъ" в отрасли добавляют, что резкое снижение гражданских заказов связано и с отсутствием "окончательной определенности" по спросу на шельфовую технику со стороны нефтегазовых компаний. Господин Бурмистров добавляет, что административный ресурс, направленный на концентрацию ключевых шельфовых заказов на строящейся верфи "Звезда" (подконтрольна консорциуму "Роснефти" и Газпромбанка), не позволяет эффективно использовать существующие мощности судостроительных предприятий.

 

Надежда Малышева из PortNews полагает, что в структуре заказов отечественных верфей "перекос в сторону военного сегмента будет сохраняться". Впрочем, она уточняет, что за счет опыта в строительстве ледоколов российские верфи теоретически могут рассчитывать на рост заказов на суда ледового класса и даже появление иностранных заказчиков. Эксперт ожидает и увеличения заказов по рыбопромысловому флоту за счет использования механизма "квот под киль". Сегодня на заседании Госсовета по рыбной отрасли будет рассматриваться вопрос о введении таких квот.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Online