Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
64,4500
68,2500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Малый бизнес 3D-революция: Как трехмерная печать захватила Россию?
3D-революция: Как трехмерная печать захватила Россию?

3D-революция: Как трехмерная печать захватила Россию?

Источник: Рамблер/финансы|
16:00 5 ноября 2015
Малый бизнес уже давно заинтересовался аддитивными технологиями. Но не все предприниматели понимают, как правильно монетизировать оборудование и вернуть свои вложения. «Рамблер.Финансы» разобрался в хитросплетениях отечественного рынка 3D-печати.
3D-революция: Как трехмерная печать захватила Россию?
Фото: depositphotos.com

Вы удивитесь, узнав, сколько неожиданных вещей можно напечатать на 3D-принтере. Еда, одежда, обувь, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, мебель и даже целые дома.

 

В данный момент на отечественном рынке более 60 моделей 3D-техники ежемесячно реализуют несколько сотен единиц оборудования. Принтеры и сканеры активно используются в медицине, в сервисном бизнесе, сувенирной продукции, архитектуре, образовании и многих других отраслях. По некоторым оценкам, объем рынка превышает 1 млрд рублей в год. Неплохой вариант заработка, что говорится, не пыльный.

 

И это еще не предел: интерес к отрасли заметно растет. С начала 2015 число участников профильных сетевых сообществ выросло в 4 раза, достигнув в ряде случаев 10 тыс. человек. Консультанты по аддитивным технологиям отмечают массовый интерес к профильным 3D-курсам от представителей малого и среднего бизнеса.

 

Не было бы счастья, да пришел 2015 год

 

В нынешнем году рынок 3D-технологий подрос не так значительно, как мог. В 2014 году рост составил более 30%, в текущем – не более 20%.

 

У рынка случился свой кризис – который условно можно обозначить, как проблема идентификации и монетизации. Предприниматели, массово инвестировавшие в новую технологию, столкнулись с невозможностью быстро и много на ней зарабатывать.

«Первоначальная эйфория от появления 3D-технологии прошла, много компаний приобрели принтеры, но эффективных моделей монетизации или создания принципиально новых направлений рынка так и не случилось», - сожалеет генеральный директор компании «Анизопринт» Федор Антонов.

Факторов, объективно тормозящих массовое распространение 3D печати, немало. Во-первых, принтеры, работающие с пластиком (а это большинство продаваемого в России оборудования) не могут обеспечить достаточное качество продукта. А модели, позволяющие производить детали из металлических сплавов, стоят дорого и при существующей рыночной модели не гарантируют окупаемость инвестиций.

 

Во-вторых, по сути сегодня не наблюдается спроса на 3D-продукцию: промышленность привыкла использовать собственные мощности и не доверяет заказы субподрядчикам-инноваторам. А население еще не настолько знакомо с технологией, чтобы обеспечить стабильный поток массовых b2c-заказов.

 

Советует Дмитрий Горьков, частный предприниматель, автор обучающих курсов по использованию 3D-принтеров в бизнесе:

«Универсальность 3D-принтеров приводит к тому, что люди не понимают, как их использовать. Я рекомендую всем бизнесменам забыть термины «аддитивный» и «3D -печать», а продавать готовые решения и не грузить клиентов лишней информацией».

Истории успеха

 

Большинство успешных историй на рынке 3D-технологий связаны не с новичками, а с «крупняком» - бизнесом, который воспользовался новыми технологиями для модернизации текущей деятельности.

 

Среди компаний, который успели «урвать» свой кусок 3D-пирога в «жирные годы» - поставщики сувенирной продукции с миллионными выручками, магазины специализированных и нишевых товаров (аксессуаров, чехлов, спортинвентаря, строительных мелочей, приспособлений для рыбалки, охоты и прочих хобби, именно они сегодня продают собственную авторскую продукцию).

 

Случались и курьезы. В отечественное бизнес-пространство врывались фирмы по производству доспехов и мечей для ролевиков, а некоторые их них не гнушались наводнять рынок поддельными нумизматическими монетами.

 

Кстати, сегодня по-прежнему востребованы аддитивные технологии в ремонтных мастерских (авто- и бытовых приборов). Такие компании переходят от содержания постоянного склада и поддержания контактов с поставщиками к самостоятельному изготовлению небольших деталей.

 

К ним присоединились компании, имеющие на балансе большое количество оборудования, требующего постоянного обслуживания. Для них принтер стал универсальной «фабрикой» по производству сотен единиц запасных частей.

 

Любопытны примеры банков, которые используют принтеры для ремонта собственной сети банкоматов.

«Наиболее практичный способ применения 3D-оборудования это оказание сервисных услуг, когда один принтер заменяет собой целый склад запчастей. В такой модели оборудование окупается в течение 1-2 месяцев и далее стабильно приносит доход»,- говорит бизнесмен Горьков.

Из позитивных моментов – активное распространение 3D-печати за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Из-за особенностей российской логистики столичным компаниям проще и быстрее приобрести или заказать доставку комплектующих, а региональным игрокам – произвести их на месте с помощью принтера. Поэтому аддитивная техника активно проникается во все большее количество отраслей.

 

«Есть налаженная практика применения 3D-печати в медицине: от создания зубных протезов до производства слуховых аппаратов. Это рынок объемом в 300-500 млн рублей в год, - приводит пример Федор Антонов. - Технология активно используется для дизайна изделий в ювелирной области, для конструирования инженерных и архитектурных моделей. Большое количество недорогих принтеров приобрели школы и вузы, достаточно развит частный и получастный сектор: изготовление всевозможных сувениров и персональных подарков».

 

 

Отдельная область использования аддитивных технологий – образование. Спонсируемое государством приобретение недорогих принтеров для продвинутых школ и вузов – важный шаг не только в плане подготовки специалистов. Все преподаватели отмечают, что навыки самостоятельной разработки и создания вещей с нуля – очень важные уроки для юных россиян из поколения online и социальных сетей.

 

Есть куда расти?

 

Существующие сегодня успехи и сложности – это только начало пути. Потенциал сектора огромен – это и создание вещей принципиально нового качества, чьи состав и структура определяются целесообразностью, а не возможностями устаревшего оборудования, и сокращение сроков разработки, и повышение качества любых новых устройств. Разнообразие материалов продолжит расти, и 3D-принтеры начнут применяться в новых областях: таких как аэрокосмическая промышленность, электроника, энергетика и ВПК. Также эксперты прогнозируют развитие рынка через появление услуги 3D-printing-as-a-service, востребованной компаниями, для которых аддитивная печать – факультативная, но не основная составляющая бизнеса.

 

Россия следует мировому тренду, и наше отставание в области аддитивных технологий совсем невелико. Например, даже в Европе только 4% из тех, кто работает в области hi-tech, активно применяют подобные устройства. По данным UPS, 75% мировых пользователей принтеров применяют их для разработки новых продуктов, а 24% печатают с их помощью запасные детали. Аналогичная картинка сегодня сложилась и в России.

 

Анастасия Пак

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Малый бизнес