Курсы валют
USD 56,3779 −0,6462
EUR 60,5950 −0,9397
USD 56, 1475 −0,0575
EUR 60, 2475 −0,0775
USD 56, 0698 −0,1373
EUR 60, 1572 −0,1657
USD 56,1100 56,3800
EUR 60,2600 60,4800
покупка продажа
56,1100 56,3800
60,2600 60,4800
03.04 — 10.04
57,5000
62,0000
BRENT 52,60 0,21
Золото 1248,19 −0,06
ММВБ 2018,50 −0,19
Главная Новости Деньги Факторинговые компании разуверились в клиентах
Факторинговые компании разуверились в клиентах

Факторинговые компании разуверились в клиентах

Источник: Ъ-Газета |

Рынок факторинга все больше тормозится. По итогам третьего квартала объем финансирования, выплаченного факторинговыми компаниями по поставкам своих клиентов, оказался даже меньше, чем в кризисном первом квартале. Это произошло из-за существенного сокращения клиентских лимитов после публикации их финансовых результатов за 2014 год и первые кварталы 2015-го. При этом для самих факторинговых компаний сокращение финансирования клиентов ведет к недополучению доходов — это потребует переориентации или сокращения бизнеса.

 

Динамика рынка российского факторинга по итогам девяти месяцев 2015 года раскрыта в информационном обзоре, подготовленном Ассоциацией факторинговых компаний (есть в распоряжении "Ъ"). Согласно приведенным данным, объем финансирования, выплаченного российскими факторинговыми компаниями по поставкам своих клиентов, в третьем квартале составил 244,2 млрд руб. Совокупный оборот рынка (все сделки с той или иной долей факторингового финансирования) составил в указанном периоде 431,8 млрд руб. В наиболее кризисном первом квартале размер выплаченного компаниям финансирования был немногим выше — 246,8 млрд руб., но общий оборот (349,5 млрд руб.) — существенно ниже. Таким образом, доля выплат факторинговых компаний по сделкам своих клиентов в третьем квартале заметно снизилась. Причина — увеличившиеся из-за кризиса риски клиентов, на которые факторинговые компании отреагировали сокращением лимитов финансирования.

 

Ужесточение контроля за рисками именно в третьем квартале объясняется тем, что оценить реальное финансовое положение по отчетности компаний-клиентов стало возможно только после ее публикации (за 2014 год раскрывалась весной, за первый квартал 2015 года — в начале лета). Соответственно, реакция на риски проявилась только в третьем квартале. "Объем предоставляемого клиентам финансирования напрямую зависит от уровня риска по сделке. В зависимости от этого факторинговая компания может профинансировать не 80-90% поставки, как это обычно бывает, а значительно меньшую ее часть, и по результатам оценки состояния клиентов эта доля была в третьем квартале уменьшена",— поясняет глава НФК Огоньков. По оценкам участников рынка, доля факторингового финансирования в сделках снизилась в среднем с начала года на 20 процентных пунктов: примерно с 78% по итогам второго квартала до 56% по итогам третьего.

 

Увеличившийся разрыв оборота и объема факторингового финансирования свидетельствует о несоответствии потребностей бизнеса и возможностей факторингового рынка или отдельных игроков в рамках политики риск-менеджмента или продуктовых акцентов, констатирует глава "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. При этом уменьшение финансирования клиентов в конечном итоге негативно влияет на сами факторинговые компании, указывают эксперты.

"Частично потеря дохода от снижения объемов финансирования компенсируется за счет выросших в 2015 году процентных ставок, однако на фоне роста резервов по проблемным клиентам и подорожавшего фондирования доходность факторинговых операций падает,— поясняет господин Огоньков.

В результате "для того, чтобы компенсировать потерю доходов, ряд компаний будут вынуждены сокращать свой бизнес", указывает он. "В начале года многие компании надеялись на восстановление рынка факторинга. Однако в традиционных для факторинга отраслях (электроника и бытовая техника и пр.) количество качественных клиентов продолжает уменьшаться, при этом предпосылок для улучшения ситуации пока нет",— соглашается собеседник "Ъ" в крупной факторинговой компании. Поэтому сейчас многие компании оказались в ситуации, в которой им либо придется осваивать новые для себя отрасли (например, сферу услуг), либо уходить с рынка, резюмирует он.

 

Валерия Францева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Газета