Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 70,0400 64,1000
EUR 77,6200 68,3500
покупка продажа
70,0400 64,1000
77,6200 68,3500
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Деньги Факторинговые компании разуверились в клиентах
Факторинговые компании разуверились в клиентах

Факторинговые компании разуверились в клиентах

Источник: Ъ-Газета|
13:35 7 ноября 2015
Кризис вынуждает их сокращать финансирование.
Факторинговые компании разуверились в клиентах
Фото: Валерий Мельников / Коммерсантъ

Рынок факторинга все больше тормозится. По итогам третьего квартала объем финансирования, выплаченного факторинговыми компаниями по поставкам своих клиентов, оказался даже меньше, чем в кризисном первом квартале. Это произошло из-за существенного сокращения клиентских лимитов после публикации их финансовых результатов за 2014 год и первые кварталы 2015-го. При этом для самих факторинговых компаний сокращение финансирования клиентов ведет к недополучению доходов — это потребует переориентации или сокращения бизнеса.

 

Динамика рынка российского факторинга по итогам девяти месяцев 2015 года раскрыта в информационном обзоре, подготовленном Ассоциацией факторинговых компаний (есть в распоряжении "Ъ"). Согласно приведенным данным, объем финансирования, выплаченного российскими факторинговыми компаниями по поставкам своих клиентов, в третьем квартале составил 244,2 млрд руб. Совокупный оборот рынка (все сделки с той или иной долей факторингового финансирования) составил в указанном периоде 431,8 млрд руб. В наиболее кризисном первом квартале размер выплаченного компаниям финансирования был немногим выше — 246,8 млрд руб., но общий оборот (349,5 млрд руб.) — существенно ниже. Таким образом, доля выплат факторинговых компаний по сделкам своих клиентов в третьем квартале заметно снизилась. Причина — увеличившиеся из-за кризиса риски клиентов, на которые факторинговые компании отреагировали сокращением лимитов финансирования.

 

Ужесточение контроля за рисками именно в третьем квартале объясняется тем, что оценить реальное финансовое положение по отчетности компаний-клиентов стало возможно только после ее публикации (за 2014 год раскрывалась весной, за первый квартал 2015 года — в начале лета). Соответственно, реакция на риски проявилась только в третьем квартале. "Объем предоставляемого клиентам финансирования напрямую зависит от уровня риска по сделке. В зависимости от этого факторинговая компания может профинансировать не 80-90% поставки, как это обычно бывает, а значительно меньшую ее часть, и по результатам оценки состояния клиентов эта доля была в третьем квартале уменьшена",— поясняет глава НФК Огоньков. По оценкам участников рынка, доля факторингового финансирования в сделках снизилась в среднем с начала года на 20 процентных пунктов: примерно с 78% по итогам второго квартала до 56% по итогам третьего.

 

Увеличившийся разрыв оборота и объема факторингового финансирования свидетельствует о несоответствии потребностей бизнеса и возможностей факторингового рынка или отдельных игроков в рамках политики риск-менеджмента или продуктовых акцентов, констатирует глава "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов. При этом уменьшение финансирования клиентов в конечном итоге негативно влияет на сами факторинговые компании, указывают эксперты.

"Частично потеря дохода от снижения объемов финансирования компенсируется за счет выросших в 2015 году процентных ставок, однако на фоне роста резервов по проблемным клиентам и подорожавшего фондирования доходность факторинговых операций падает,— поясняет господин Огоньков.

В результате "для того, чтобы компенсировать потерю доходов, ряд компаний будут вынуждены сокращать свой бизнес", указывает он. "В начале года многие компании надеялись на восстановление рынка факторинга. Однако в традиционных для факторинга отраслях (электроника и бытовая техника и пр.) количество качественных клиентов продолжает уменьшаться, при этом предпосылок для улучшения ситуации пока нет",— соглашается собеседник "Ъ" в крупной факторинговой компании. Поэтому сейчас многие компании оказались в ситуации, в которой им либо придется осваивать новые для себя отрасли (например, сферу услуг), либо уходить с рынка, резюмирует он.

 

Валерия Францева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Газета