Курсы валют
USD 63,3901 −0,5213
EUR 68,2458 −0,2544
USD 63,28 00 −0,0025
EUR 67,1 550 −0,0375
USD 63,3056 0,0000
EUR 67,2644 0,0000
USD 63,2500 63,5700
EUR 68,1000 67,6400
покупка продажа
63,2500 63,5700
68,1000 67,6400
05.12 — 12.12
63,0000
67,1000
BRENT 53,89 −0,06
Золото 1170,60 −0,01
ММВБ 2207,02 0,59
Главная Новости Страхование Спрос на платные медицинские услуги растет
Спрос на платные медицинские услуги растет

Спрос на платные медицинские услуги растет

Источник: Ведомости|
16:24 10 ноября 2015
Виной тому стресс и опасения, что работодатели перестанут платить за добровольное страхование.
Спрос на платные медицинские услуги растет
Фото: Ведомости/М.Стулов

Официально оплачивают медицинские услуги пациенты двух сегментов рынка: добровольного медицинского страхования (ДМС) и кассовой медицины (оплата в кассу клиники). Аудитория этих сегментов может пересекаться: например, пациент может пользоваться полисом ДМС, но оплачивать через кассу лечение зубов, указывают аналитики BusinesStat. По их данным, в 2014 г. полис ДМС был у 11% населения страны (минус 2% к 2013 г.), кассовой медициной пользовались 26% (плюс 3,8%).

 

Кто клиент

 

Рынок ДМС практически полностью корпоративный, говорит первый заместитель гендиректора СК «Альянс» Дмитрий Попов. Доля физических лиц – около 6%, подтверждает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Татьяна Кайгородова. И это в основном застрахованные по корпоративным программам родственники, добавляет Попов. Остальных – не больше 2%, считает директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «Альфастрахования» Александр Лапунов.

 

В первом полугодии 2015 г. по ДМС физлиц в России собрано 9,86 млрд руб. премии (+29%), заключено 5,9 млн договоров (+6%), приводит статистику директор по личному страхованию «Согаза» Тамара Смирнова: по ДМС юрлиц собрано 77,56 млрд руб. премии (+2%), заключено 532 000 договоров (+2%).

 

Страховым компаниям очень сложно отслеживать медицинскую историю пациента, а значит, провести правильный расчет рисков, выставить соответствующую стоимость, объясняет Лапунов. К тому же в случае конфликта между застрахованным и страховой компанией суды практически всегда встают на сторону застрахованного, что не способствует предотвращению страхового мошенничества.

 

Единственное исключение среди опрошенных «Ведомостями» страховщиков – «РЕСО-гарантия». В ее портфеле, по словам начальника управления медицинского страхования компании Ольги Суворовой, доля физических лиц – 40%. Появились новые продукты (страхование мигрантов), увеличились продажи существовавших ранее полисов, объясняет Суворова. Ряд клиентов, которых ранее страховал работодатель, при сокращении корпоративного ДМС сами покупают полис, добавляет она.

 

У клиник соотношение иное. Все клиенты сети «Мать и дитя», по словам ее представителя, – физические лица. Больше половины клиентов – физических лиц у группы «Европейский медицинский центр» (GEMC), у «Доктора рядом» (10 клиник под управлением «Тим драйва») и у компании «Ава-Петер» (клиники «Ава-Петер» и «Скандинавия»). У «Семейного доктора» (входит в портфель инвесткомпании VIY Management, один из инвесторов которой – Андрей Якунин) к началу 2015 г. частных и страховых клиентов было поровну, за девять месяцев доля частников выросла до 55%, рассказывает директор по маркетингу компании Алексей Ветров. У «Медси» 60% клиентов – страховые компании, 35% – физические лица, остальные 5% – юридические лица, в основном из регионов, говорит вице-президент группы по коммерческой деятельности Наталья Комарова.

 

Курс на оптимизацию

 

Вопреки ожиданиям, рынок коммерческой медицины пока не показал существенного спада, признают опрошенные «Ведомостями» участники. Группа «Медси» ожидала существенных изменений в 2015 г., особенно по рынку ДМС, но по результатам первого полугодия драматического падения нет, говорит Комарова. Выручка самой группы в первом полугодии снизилась на 19,7% до 3,98 млрд руб., сообщал основной акционер группы – АФК «Система». Компания объясняла это сокращением спроса по медицинским страховкам и уменьшением поступлений от госконтрактов, по которым клинику посещали чиновники.

 

В первом полугодии 2015 г. рынок ДМС был одним из немногих среди добровольных видов страхования, который показал рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит вице-президент и руководитель блока «Медицина» «Росгосстраха» Евгений Гуревич. В январе – июне сборы в сегменте ДМС выросли на 4,8% (+10,3% по итогам первого полугодия 2014 г.), приводит данные Центробанка Кайгородова. Это исключительно номинальный рост: за этот же период официальная инфляция составила 8,5%, инфляция медицинских услуг – 7,7%, отмечает Смирнова. При этом выплаты в январе – июне этого года по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. увеличились на 7,6%, говорит Кайгородова: рост объема выплат опережает рост сборов.

 

Многие компании просто не успели пересмотреть бюджеты и существенно урезать свои расходы на персонал, объясняет Комарова. Число работодателей, оплачивающих своим сотрудникам ДМС, в 2015 г. значительно не сократилось, подтверждает Суворова. Большинство работодателей стремятся сохранить ДМС – это важная льгота, согласен Попов.

 

При этом ряд компаний оптимизируют пакет ДМС, отмечает Суворова. Чаще всего сужается список лечебных учреждений, исключаются дорогостоящие опции, в том числе стоматология, происходит отказ от дополнительных возможностей, например от страхования родственников сотрудников, приводит пример Кайгородова. Работодатели сокращают объем помощи в программе или снижают уровень обслуживания (с «бизнеса» до «стандарта» или со «стандарта» до «эконома»), рассказывает Ветров из «Семейного доктора».

 

Можно также исключить из страховки самые востребованные, затратные, но не самые эффективные методы лечения и диагностики: физиотерапию, неограниченные массажи, бесконечные ПЦР-диагностики и проч., добавляет Лапунов. Но этот прием может быть крайне негативно встречен сотрудниками: и клиники, и пациенты очень любят эти услуги, предупреждает он.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Страхование
Еще от Ведомости