Курсы валют
USD 56,5552 0,0564
EUR 63,6189 0,4476
USD 56,56 75 0,0075
EUR 63,6 400 −0,0300
USD 56,5 001 −0,0662
EUR 63, 5378 −0,1466
USD 56,5500 56,6900
EUR 63,6200 63,7900
покупка продажа
56,5500 56,6900
63,6200 63,7900
29.05 — 05.06
57,0500
62,9000
BRENT 53,34 0,13
Золото 1260,56 −0,02
ММВБ 1953,81 0,15
Главная Новости Аналитика Научиться договариваться с талантом
Научиться договариваться с талантом

Научиться договариваться с талантом

Источник: Ведомости |
Управляющий партнер Bright Capital Борис Рябов о шансах России вписаться в наступивший мир сетевого взаимодействия.
Научиться договариваться с талантом
Фото: Григория Калачьяна / Фотохроника ТАСС

Легко написать про место России в светлом технологическом прошлом: там созданы лампочки, лазеры и автоматы Калашникова, запущен в космос человек. Но так как технологическое будущее на глобальном уровне неминуемо настанет и история России тоже сегодня не заканчивается, то правомерно спросить: какое место у нашей страны в этом новом мире и, наоборот, какое место технологическая новизна занимает в России?

 

Культура модернизации

 

Обычно при этом размышляют о роли инновационных институтов и о появлении новых отраслей. Но это на поверхности. Достаточно посмотреть в окно, в глаза районному чиновнику и в телевизор, и становится понятно, что копать стоит глубже – в области культуры.

 

Даже слова мы понимаем особенно: наши «инновации» – это диковина, элемент шоу, в то время как в западной традиции речь идет о процессе инноваций. То есть подковать блоху можем; продать много подкованных блох – со скрипом, монаршим благоволением и удачей; а устроить процесс постоянного улучшения подковки – дальний космос. Трансформирующие технологии у нас, как правило, приживаются плохо, особенно если не спонсированы государством. Во многих странах заказчиком помимо государства выступает рынок – конкурентный, многообразный и оттого более предсказуемый. Там чем больше рынка, тем мощнее заказ на эволюцию.

 

Зачем же нашему заказчику новое? Среди его приоритетов значатся не благополучие человека и сообщества, а рост и экспансия государства. В отсутствие рыночного спроса новшества заказывают для покорения (природы, соседей, собственного народа), создания и поддержания мифа, а также неизменности существующего порядка (парадоксально, но в вырожденной социальной среде новое нужно для того, чтобы ничего по-настоящему нового не происходило), повышения благополучия некоторой части общества, получения преимущества в конкурентной борьбе. В России в силу незначимости экономической конкуренции в основных отраслях внутренний спрос на новое формируется слабо, а на внешних рынках мы ведем себя слишком инерционно, чтобы стабильно реализовывать этот запрос.

 

Дело не в том, что этот заказ какой-то неправильный сам по себе – в конечном счете до сих пор он обеспечивал выживание страны. Проблема в другом – в несоответствии действительности и ожиданий. Это легко проверяется опросами уровня счастья: жители России и ряда стран Восточной Европы менее счастливы по сравнению со многими другими. Нам хочется быть западной цивилизацией с понятными правилами игры и эволюционным развитием; мы отождествляем себя с этим образом, а не с циклической земледельческой цивилизацией, какой Россия была столетия. Но действуем совсем иначе.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости