Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,1000 68,2300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,1000 68,2300
21.11 — 28.11
63,0400
66,8300
BRENT 54,36 0,15
Золото 1172,90 −0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Регулятор и клиенты заставляют страховую отрасль меняться
Регулятор и клиенты заставляют страховую отрасль меняться

Регулятор и клиенты заставляют страховую отрасль меняться

Источник: Ведомости|
17:30 18 ноября 2015
Для ее дальнейшего существования важно не увеличение числа игроков, а изменение роли в экономике.
Регулятор и клиенты заставляют страховую отрасль меняться
Фото: depositphotos.com

Для страховых организаций Центральный банк оказался не менее жестким институтом контроля и регулирования, чем для банков. За истекший период 2015 г. он отозвал лицензии более чем у 50 компаний, занимающихся страховой деятельностью, что почти в три раза больше, чем за весь прошлый год.

 

По аналогии с банковским бизнесом начали ужесточаться требования в части подготовки финансовой отчетности. Вслед за банками страховые компании уже перешли на ежемесячную (а по некоторым позициям – и ежедневную) отчетность перед регулятором. Сейчас ЦБ рассматривает возможность определения размера необходимого капитала страховщиков в зависимости от качества принимаемых ими рисков (по аналогии с Solvency II).

 

Предлагаемый ЦБ уровень требований к надежности страховщиков приближается к европейскому. Однако соответствовать ему и скорости проводимых изменений не смогут компании, не занимавшие до сих пор лидерских позиций. В первую очередь, это компании, которые изначально создавались акционерами с целью собрать деньги на рынках массовых продуктов, в частности ОСАГО. Сегодня эти компании с фиктивными, непрозрачными активами, заявленными в обеспечение страховых резервов, являются токсичными для отрасли. И именно они – главные кандидаты на вылет.

 

 

Вектор на консолидацию отрасли будет укрепляться. Этому способствует не только ужесточение требований регулятора к капиталу, но и запрос со стороны клиентов и партнеров на современную качественную страховую защиту, надлежащий уровень прозрачности и автоматизации бизнеса. Клиенты страховых компаний кошельком уже ответили на вопрос о том, сколько компаний должно остаться на российском рынке. По итогам первого полугодия 2015 г. на топ-10 рынка пришлось 72% всех сборов (в первом полугодии 2014 г. – 66%). Доля игроков другой весовой категории стремительно снижается.

 

Данные опроса, проведенного в октябре 2015 г. Национальным агентством финансовых исследований среди руководящих сотрудников предприятий микро-, малого, среднего и крупного бизнеса, позволяют сделать вывод о том, что основные игроки рынка вполне удовлетворяют существующий сейчас спрос на страхование. До 70% предприятий не обращаются в страховые компании, остальные предпочитают страховаться невзирая на кризис. Каждый третий респондент указал, что спрос упал (31%), еще 26% не заметили каких-либо изменений, 4% опрошенных предпринимателей в кризис стали более активно пользоваться страховыми услугами.

 

 

Именно эти страховщики, обслуживающие существующий спрос, являются проводниками ключевых изменений в отрасли. Соответствуют требованиям надзора, начали работать в системе электронного ОСАГО, развивают онлайн-продажи на фоне падения продаж по традиционным каналам. Накал конкурентной борьбы между ними не уменьшится, даже если их количество с нынешних 289 универсальных страховых компаний снизится в несколько раз, допустим, до 10-30 (не считая страховщиков жизни). Существующая модель страхового рынка России подразумевает наличие крупных федеральных компаний с развитыми региональными сетями.

 

Отрасль стоит на том этапе, когда для ее дальнейшего существования важно не увеличение числа игроков, а качественная трансформация и изменение роли в экономике. Страхование не смогло забрать на аутсорсинг часть функций государства по обеспечению экономической безопасности, стать источником «длинных» денег для кредитных организаций и механизмом риск-менеджмента для бизнеса, обеспечить социальную защиту населению. Более того, сейчас страховщики стали источником проблем для государства. Недобросовестные уходы с рынка, рост количества жалоб и судебных дел против страховых компаний, мошенничество – все это не способствует формированию имиджа страхования в качестве инструмента перераспределения рисков в экономике. Сегодня в случае природных катаклизмов гражданину проще просить денег от государства, чем прибегать к рыночному способу защиты своего имущества через заключение договоров страхования. И государство идет навстречу, оказывает эту поддержку. В отсутствие платежеспособного спроса развитие рынка не стимулируется и путем введения новых обязательных видов страхования, которые обсуждались в последние годы.

 

Переломить ситуацию можно только за счет повышения надежности и эффективности рынка. Важно, что отрасль начала выполнять более строгие требования к финансовой устойчивости и обязательствам. Затем можно будет вернуться к обсуждению дополнительных стимулов на государственном уровне, побуждающих бизнес и граждан самостоятельно защищать свои имущественные интересы посредством страхования.

 

Сергей Рябцов, член совета директоров «Ренессанс страхования»

 

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ведомости