Курсы валют
USD 63,9242 −0,2286
EUR 67,7660 −0,7043
USD 63, 6075 0,0275
EUR 68, 2300 0,0350
USD 63,5 800 0,0055
EUR 68,1 571 −0,0196
USD 64,0000 63,8000
EUR 68,1100 68,2000
покупка продажа
64,0000 63,8000
68,1100 68,2000
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 54,94 −0,11
Золото 1163,10 0,08
ММВБ 2158,33 −0,20
Главная Новости Финансовые блоги Так что будет с Америкой? Вылезут на инновациях?
Так что будет с Америкой? Вылезут на инновациях?

Так что будет с Америкой? Вылезут на инновациях?

Источник: ЖЖ|
19:40 26 ноября 2015
В предыдущей записи я указал ошибки противоборствующих сторон по вопросу дальнейшей судьбы США.
Так что будет с Америкой? Вылезут на инновациях?
Фото: depositphotos.com

Также я обратил внимание, что их судьба на самом деле зависит исключительно от результатов венчурных вложений за последние 7 лет. В этой записи я проанализирую эти самые результаты, что позволит нам прогнозировать наиболее вероятное развитие событий как в этой стране, так и в мировой экономике в целом.

 

Как я уже писал в записи "Что будет с Америкой?", выход из Великой Депрессии в США был связан с массовым строительством автодорожной инфраструктуры, которая сформировала спрос на автомобили, а также с развитием новейшей механической индустрии того времени (автомобили, самолеты, корабли). В результате произошли следующие изменения в экономике.

 

  1. Был совершен переход на технологии, использовавшие более дешевые нефтяные энергоносители взамен более дорогих (и менее эффективных) угольных. EROEI нефти в то время по современным оценкам составлял порядка 300, что недостижимо для любых современных энергоносителей.
  2. Была создана инфраструктура для использования нефтяных технологий - автомобили, трактора, дороги, автозаправки и пр.
  3. Инфраструктура породила спрос населения.
  4. Спрос вызвал рост производства и ВВП страны.

 

Заметьте, что ключевую роль во всей этой истории играло государство. Именно оно было заказчиком строительства дорог, именно оно заказывало разработки новейшей военной техники, конверсия которой в дальнейшем удовлетворяла гражданский спрос.

 

На этот раз все выполняется совершенно не так. Государство на этот раз просто самоустранилось от развития новейших технологий. Все отдано на откуп частной коммерческой инициативе. Проектов, аналогичных масштабному строительству дорог, в 21-м веке в США нет. В качестве аналога перехода с угольной энергии на нефтяную можно было бы рассматривать сланцевый бум и моду на "зеленую" энергетику. Но сланцевый бум сдулся при первом же падении цен на нефть, а "зеленая" энергетика, хоть и заняла определенную нишу, так и не претендует на 100% замену нефти. С другой стороны, сейчас под угрозой закрытия около сотни американских АЭС, которые давали около трети всей энергии в стране. Особую опасность представляет то, что ресурс этих реакторов постоянно продлевается и в какой-то момент может вызвать аварию наподобие тех, что случались в Три-Майл Айленде, Чернобыле или Фукусиме.

 

Итого, вместо расширения доступа к ресурсам, какое произошло в прошлом веке, в этот раз происходит наоборот снижение.

 

Ну а что же предлагает нам частная коммерческая инициатива США? Вот здесь огромное разнообразие. Технологии создаются массово на любой цвет и вкус. Тут и появление облачных решений, и повальная роботизация, и новейшие биотехнологии, включая генно-модифицированную рыбу. Обозреть все направления развития технологий невозможно. Но на что я бы обратил внимание в целом - это то, что многие новейшие технологии выдавливают человека из экономики вообще.

 

Да, они делают труд более эффективным. Сейчас нет нужды держать большой штат бухгалтеров. С большим объемом работ справляются один-два человека, вооруженных облачной службой обработки бухгалтерских данных. Или когда-то модно было содержать мелкие магазинчики, в которых обслуживались порядка  десятков клиентов в день. Сейчас их заменяют магазины самообслуживания, в которых покупатели даже отбивают в кассах свои покупки самостоятельно. И это не говоря уж о вендинговых (торговых) автоматах и интернет-магазинах. А корпорация Гугл к 2020-му году пообещала коммерческую эксплуатацию своих беспилотных автомобилей.

 

Все эти технологии хороши и значительно повышают эффективность использования человеческого труда. Вопрос в другом: куда девать тех людей, которые не попали в разряд "эффективных" и сокращены за ненадобностью? Куда девать армию продавцов, водителей, разносчиков пиццы, почтальонов и других работников? Чем их занять? Особую проблему представляет то, что профессии исчезают гораздо быстрее, чем появляются новые или чем можно переобучить всех этих "ненужных" людей.

 

Давайте посмотрим что это означает с экономической точки зрения. Вот мы подняли эффективность труда продавца в 100 раз. Сейчас он обслуживает не 50 покупателей в день, а 5000. Увеличиться ли от этого его зарплата? Ну конечно же нет. Скорее упадет. Ведь спрос на продавцов сократится, а люди никуда не денутся. Итого, мы оказываемся в классической ситуации, описанной еще Марксом. Деньги постепенно перетекают от наемных работников капиталистам, снижение зарплат работников приводит к падению спроса, падение спроса приводит к падению производства и ... мы получаем классический кризис перепроизводства в духе Великой Депрессии.

 

Нет, можно, конечно, избежать кризиса. Для этого "всего лишь" нужно поднимать зарплату работников вместе с ростом их производительности. В этом-то и проблема: для этого нужны ресурсы. Чтобы в 100 раз поднять зарплату всем работникам, нужно в 100 раз увеличить добычу полезных ископаемых, включая нефть и другие энергоносители. А это невозможно по описанным выше причинам.

 

Процессы эти идут давно. Зарплаты наемных работников в США довольно резко упали в последние годы. И особое ускорение выдавливания людей из экономики должно произойти в ближайшие 5-10 лет. Это и должно стать обещанной сингулярностью, после которой экономики должны кардинально измениться.

 

zttt.livejournal.com

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от ЖЖ