Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,1000 68,2300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,1000 68,2300
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1172,90 −0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Конец эры «национальных чемпионов»
Конец эры «национальных чемпионов»

Конец эры «национальных чемпионов»

Источник: Ведомости|
17:36 29 ноября 2015
Руководитель ФАС Игорь Артемьев о повороте тарифной политики на 180 градусов.
Конец эры «национальных чемпионов»
Фото: Василий Пономарев / ТАСС

Мы живем, к сожалению, в условиях кризиса. А в кризис все государства сталкиваются с ограничениями конкуренции. Когда «Трансаэро» покидает рынок из-за того, что не справилась с финансовым управлением, разумеется, происходит монополизация рынка авиационных перевозок. А сколько других компаний были разорены в последние годы?

 

Противопоставлять этому ограничению конкуренции надо антимонопольную, тарифную, инвестиционную политику и политику в области госзаказа. Если мы справимся, то не потеряем будущее, не будем обречены ходить по кругу, генерировать и исправлять одни и те же ошибки.

 

В кризис правительство резко усилило возможности антимонопольного органа и антимонопольного регулирования в области оборонного заказа, тарифов, поддержки малого и среднего бизнеса, работы госкомпаний и госкорпораций, строительства.

 

Тарифы

 

Давайте поговорим о синергии. С чего мы начали в сфере тарифного регулирования? С закупок госкомпаний, мы стали по методу бенчмаркинга сравнивать цены на те или иные закупки и обнаружили: куда ни придем, везде закупки по завышенным ценам. Метод бенчмаркинга, т. е. метод сопоставимых рынков, гораздо более эффективен, чем оценка себестоимости или, скажем, ретро-метод. Естественно, при этом мы оцениваем уровень монополизации рынка. Вот вам и соединение госзаказа и антимонопольной политики для целей тарифной политики.

 

Если вся тарифная политика, госзаказ и т. д. будут подчиняться примату антимонопольной политики, то они обретут новое качество. Сейчас вы являетесь свидетелями поворота тарифной политики на сто восемьдесят градусов.

 

Раньше предполагалось, что нужно вводить государственное регулирование еще по более широкому спектру товаров, заниматься еще большим «огосударствлением» экономики, регистрацией и утверждением тарифным органом себестоимости и никого не выпускать из-под тарифного регулирования. Что делают в реестре естественных монополий порты и аэропорты? Порты на одном побережье конкурируют между собой, как сумасшедшие. Московский авиационный узел – пример конкуренции. Или стивидорные компании – какие они монополии? Пора высвобождать электросвязь из-под тарифного регулирования, потому что цены на мобильную связь во многих случаях ниже, чем тарифы на электросвязь. Мы ориентированы не на расширение этого регулирования, а на его резкое сужение.

 

То же самое можно сказать и о количестве регулируемых тарифов. Сейчас их тысячи, a должны быть десятки. И вводиться тарифы для естественных монополий должны только исходя из принципа «инфляция минус». Нужно забыть об «инфляции плюс». Монополии должны получать тариф только в обмен на программу снижения издержек.

 

Прежняя политика была направлена на поддержку «национальных чемпионов», которые, конечно, не случайно оказались в основном естественными монополиями. Делалось это в ущерб потребителям, для которых такая поддержка оборачивалась высоким ростом тарифов, при абсолютной неэффективности монополий в строительстве, в модернизации производств, при их огромных затратах и раздутом аппарате.

 

Многие рынки, которые были едиными для промышленности всей страны, развалились на две, три или четыре части, а границы стали проходить по территориям, измеряемым радиусом железнодорожного тарифа. Тарифы завышались настолько, что грузы оказывалось невыгодно везти в другие регионы.

 

Более того, железная дорога потеряла грузовую базу. Им нужно стремительно снижать тариф, чтобы вернуть эту базу, отвоевать ее у морского транспорта, у автомобильного.

 

Нам нужно поменять и сознание, и тысячи нормативных актов; многие методики ФСТ подлежат изменению. Все они направлены только на одно – повысить тариф, все сделать для «национальных чемпионов».

 

Нужно в обязательном порядке требовать конкуренции технологий на первом этапе крупных проектов. Сегодня проводят конкурс в один этап, когда в техническом задании указано конкретное техническое решение, хотя есть десяток других. Трудно провести двухэтапный конкурс, на первом этапе которого конкурируют технологии? Почему этот очевидный подход нашими монополиями почти не применяется, а предпочтение отдается единственному поставщику? Это «принцип неделимости отката». Поэтому нужно нормативно ввести двухэтапные конкурсы.

 

В сфере закупок огромный ресурс снижения издержек. 48% закупок достаются сразу единственному поставщику, а еще 41% замаскирован под названиями «безальтернативный выбор», «чрезвычайная закупка». Итого 90% – не на конкурентной основе. Я бы всем поставил индексацию тарифов 0% за одно это. Это же издевательство над федеральным законодательством. В первом чтении Госдума приняла поправки в 223-ФЗ (о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц), которые совершенствуют механизм. Но обойти-то можно любой закон.

 

Если бы с помощью 223-ФЗ можно было сэкономить хотя бы столько, сколько с помощью 44-ФЗ (о контрактной системе для государственных и муниципальных закупок. – «Ведомости»), то экономия составила бы 1 трлн руб.

 

Программа сокращения издержек должна охватывать по меньшей мере три области: операционные затраты, эксплуатационно-инвестиционные, финансово-хозяйственные. Почему, например, не проводится работа по снижению дебиторской задолженности, которая у естественных монополий достигает сотен миллиардов рублей.

 

Нужно продолжать продажу непрофильных активов. У них есть СМИ, турагентства, медучреждения, спортклубы. Никто не собирается сразу «Локомотив» забирать у РЖД из уважения к болельщикам. Но вообще-то заниматься финансированием футбольных, хоккейных команд и так далее должен частный бизнес. А сейчас эти издержки переносятся на тарифы.

 

Мы имеем раскормленных, ленивых, совершенно неэнергичных наших «национальных чемпионов». Их нужно подбодрить.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости