Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,2100 68,4900
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,2100 68,4900
28.11 — 05.12
65,7000
67,3000
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Страхование Полис вместо стетоскопа
В России предложили обязать страховать поездки на такси

В России предложили обязать страховать поездки на такси

Источник: rg.ru|
16:29 8 декабря 2015
Подобная мера позволит реально повлиять на повышение качества обслуживания пассажиров и безопасность отрасли в целом, а не отделываться пустыми формальностями.
В России предложили обязать страховать поездки на такси
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Практика ежедневных предрейсовых и послерейсовых осмотров автомобилей и водителей пришла к нам из советского прошлого. Тогда таксомоторным делом занимались исключительно государственные таксопарки, а частный извоз был запрещен.

 

В ведении таксопарков находились огромные собственные территории, где были организованы пункты для прохождения как техосмотра автомобиля, так и медосмотра самого водителя. Так, например, по сей день устроена система контроля городского общественного транспорта. Но времена изменились, и сейчас основу таксомоторной отрасли в России составляют небольшие компании и частные предприниматели. А для них ежедневный осмотр выливается в значительные расходы времени и средств, которых и так немного, особенно в регионах. Поэтому вопрос поиска альтернативной и более эффективной меры контроля безопасности поездок на такси стоит достаточно остро.

 

Сегодня законом предусмотрен следующий порядок контроля за состоянием машины и водителя: существует несколько типов медосмотров (предварительные - при приеме на работу, периодические - не реже двух раз в год, ежедневные предрейсовые и послерейсовые), которые водители обязаны проходить за счет работодателя, будь то ИП или организация. Штраф за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра составляет до 5000 рублей для руководителя предприятия и до 30 000 рублей для организации. А порой полицейские штрафуют фирмы даже за то, что в путевом листе нет расшифровки подписи медицинского работника, проводившего предрейсовый осмотр водителя. За нарушение установленного порядка проведения медосмотра также предусмотрены денежные санкции - до 50 000 рублей штрафа.

 

Кроме того, 1 мая этого года в силу вступил приказ Минздрава России "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров". Он во многом регламентирован морально устаревшей Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной еще приказом Минздрава СССР от 29.09.89 N 555. В дополнение к этой инструкции Минздрав России совместно с Минтрансом России утвердили методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств", но существенных изменений в этих рекомендациях не появилось.

 

И если крупные таксомоторные предприятия могут мириться с "традиционными ритуалами" за счет внутренних технических ресурсов, для остальных законодательные требования практически невыполнимы. Чтобы доехать от места стоянки сначала до пункта техосмотра, а потом до медосмотра, частник тратит более часа, в Москве эту цифру можно смело умножать втрое. Учитывая законодательное ограничение на время работы таксиста - не более 8 часов в день, - сложно предположить, что все строго соблюдают процедуру. В результате многие водители ездят на свой страх и риск без путевых листов с соответствующими отметками либо используют фальшивые договора с медучреждениями и СТО, по которым проставляют отметки о якобы пройденных медосмотрах на год вперед. Такое положение дел, естественно, не способствует безопасности пассажиров такси, а, наоборот, существенно ее снижает.

 

Как и многие принятые во времена СССР нормы, закон исходит из представления о таксисте как о наемном работнике, который не заинтересован в качестве своей работы и за которым требуется неусыпный строгий контроль. Но за это время отрасль прошла большой путь развития, и рыночная конкуренция работает намного эффективнее, чем штрафы. Ежегодный рост рынка частных таксомоторных услуг в России составляет до 10-15%, в одной только Москве к концу 2015 года будут работать не менее 55 000 легальных таксистов. Для цивилизованного становления отрасли совершенно необходимо менять устаревшие нормы и правила на те, которые сегодня могут быть наиболее эффективны. К ним относится введение страхования поездки на такси - это выход на принципиально новый уровень предоставления услуг, основанный не на тотальном контроле государства, а на внутренней саморегуляции рынка.

 

Так, во многих западных странах - США, Канаде, Великобритании - от ежедневного предрейсового осмотра давно отказались, потому что эта мера малоэффективна в условиях либерального развития отрасли, к которому стремятся отечественные законотворцы и предприниматели. Страхование поездки в целом сможет защитить и пассажира, и водителя от возможных неприятностей на дороге, а массовый спрос на эту услугу позволит делать стоимость страховки практически незаметной для потребителя. В свою очередь, для водителей стоимость страховки могла бы зависеть от аварийного рейтинга, то есть водишь аккуратно и следишь за состоянием автомобиля - платишь меньше.

 

По сравнению с прямым государственным регулированием страховые схемы, в основе которых лежат финансовый интерес страховых компаний и личная ответственность водителей, гораздо более действенны и эффективны. Безусловно, определенные проверки технического состояния автомобилей и медосмотр водителей должны сохраниться, но было бы эффективнее эту обязанность переложить на плечи страховых компаний, заинтересованных в отсутствии происшествий финансово. Когда речь идет о страховых выплатах и финансовых гарантиях, контроль будет не только на бумаге, но и на деле. А государству можно оставить программу точечных внеочередных проверок: выборочный контроль на линии, "тайный пассажир" и пр. Если водитель будет знать, что в любой момент может попасть на проверку, то при каких-либо неисправностях ему будет проще и выгоднее приостановить работу, а не продолжать поездки на неисправном автомобиле, подвергая риску себя и своих пассажиров.

 

Данное нововведение позволило бы существенно повысить уровень самосознания и ответственности водителей и частных таксомоторных компаний, поставив во главу угла качество предоставляемых услуг, а не бессистемное стремление заработать во что бы то ни стало.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Страхование
Еще от rg.ru