Курсы валют
USD 63,9242 −0,2286
EUR 67,7660 −0,7043
USD 63,5 775 −0,0025
EUR 68, 2100 0,0150
USD 63,5 800 0,0055
EUR 68,1 571 −0,0196
USD 64,0000 63,8000
EUR 68,1100 68,2000
покупка продажа
64,0000 63,8000
68,1100 68,2000
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 54,90 −0,18
Золото 1163,79 0,14
ММВБ 2158,33 −0,20
Главная Новости Карта не идет в рост
На фоне кризиса у населения растет доверие к наличным

На фоне кризиса у населения растет доверие к наличным

Источник: Ъ-Online|
19:00 17 декабря 2015
Кризис внес коррективы в попытки властей популяризировать безналичные расчеты.
На фоне кризиса у населения растет доверие к наличным
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Граждане стали больше доверять наличным: если раньше таких была четверть, то теперь больше трети, а целый ряд категорий населения и вовсе отказался от использования карт. Тренд будет временным, надеются эксперты рынка платежей.

 

Динамика использования карт российскими гражданами приведена в исследовании НАФИ (есть в распоряжении "Ъ"), проведенном совместно с одним из крупнейших эквайеров — компанией UCS. Опрос проводился в ноябре, и в нем участвовало 1,6 тыс. человек. В целом безналичная оплата покупок стала более частым явлением, отмечают авторы исследования — за два года (в 2013-2015 годах) доля тех, кто ежедневно расплачивается карточкой, выросла с 4% до 15%. Однако к росту объема безналичных платежей это не привело. Их совокупный объем у компании UCS (и в офлайновых торговых точках, и в интернете) упал в январе--ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 11% (до 110,9 млрд руб.). Падение обеспечили покупки по картам именно в офлайне — безналичный оборот в торговых точках сократился на 15% (до 102,8 млрд руб.), а количество трансакций — на 3,8%. Причем отрицательная динамика год к году наблюдалась по всей России — как в регионах, так и в Москве.

 

Рост объема безналичных платежей наблюдался лишь в сегменте электронной коммерции, где у UCS он увеличился на 9,1%, до 8 млрд руб. "Выросло и число самих трансакций — на 35%, что свидетельствует о росте популярности использования карт в интернет-магазинах",— поясняет руководитель блока "Продажи и маркетинг" UCS Владимир Кононов. Но средний чек при этом падает как в офлайне, так и в онлайне.

Это следствие сокращения реальных доходов населения, а также отказа граждан от крупных покупок и роста интереса к безналичной оплате мелких,— отмечает он.

В Сбербанке заявили, что видят снижение среднего чека по картам.

Если раньше граждане предпочитали закупаться на неделю, то теперь, скажем, на пять дней,— отмечает директор управления банковских карт и рассчетно-кассовых услуг Сбербанка Ростислав Яныкин.

В ВТБ 24 отмечают тренд на снижение безналичного оборота в сетях гипермаркетов.

Держатели карт перемещаются из крупных магазинов в точки формата магазинов у дома, видимо, в целях экономии,— говорит вице-президент ВТБ 24 Алексей Киричек.

Ситуацию усугубляет и полный отказ ряда категорий держателей карт от их использования. Об этом свидетельствует тот факт, что граждан, никогда не совершающих покупки и платежи безналичным путем, стало в 2,3 раза больше, чем два года назад — их доля выросла с 15% до 35%.

 

Перераспределение произошло за счет тех, кто раньше редко пользовался картами — реже одного раза в неделю и одного раза в месяц, а теперь и вовсе перестал.

 

Основных причин предпочтения гражданами наличных, по опросу, несколько — в основном это привычка (57%) и большее доверие к наличности (32%). При этом доля последнего аргумента за последние два года выросла с 25% в 2013 году.

Причинами может быть множество факторов: и снижение уровня доходов, и стремление бизнес-сегмента сэкономить на издержках, связанных с безналичными операциями,— поясняет руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.— В частности, МСБ в условиях кризиса, очевидно, стал больше рассчитываться с сотрудниками зарплатой и премиями в конвертах.

Отказаться от оплаты безналичным путем могли и те, кто изредка расплачивался картой в интернете с зарубежными магазинами и с ростом курса валют утратил интерес к таким покупкам, добавляет госпожа Лобанова. В некоторой степени снижение интереса к безналичным покупкам связано еще и с ухудшением условий по самим картам некоторыми банками, считает председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов.

Из-за изменения курса валют ухудшились условия ряда бонусных программ, некоторые банки ввели абонентские платы за карты или вовсе отказались от начисления баллов,— поясняет он.— Это резко снижает интерес клиентов к карточкам.

Впрочем, по мнению главы НП НПС Алмы Обаевой, все это временно.

Понятно, что в тяжелые времена граждане переходят на наличные, так как их расходование проще контролировать, да и в целом они отказываются от столь активного потребительского поведения, чем раньше,— отмечает она.— Но в целом это ситуационная проблема, и скорее всего, при улучшении экономической обстановки она сойдет на нет.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Online