Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0000 64,2300
EUR 68,3000 68,4300
покупка продажа
64,0000 64,2300
68,3000 68,4300
28.11 — 05.12
64,7500
69,7500
BRENT 54,36 0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Деньги ФАС ищет себя в науке
Тарифной политике подыскивают теоретическое обоснование

Тарифной политике подыскивают теоретическое обоснование

Источник: Ъ-Газета|
22:00 18 декабря 2015
Вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев обратился к участникам конференции "Антимонопольная политика: наука, практика, образование" за теоретической поддержкой: регулятору, занятому проверками, не хватает актуальных стратегических идей.
Тарифной политике подыскивают теоретическое обоснование
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Экономисты высказывались о новой промышленной политике, стимулировании инноваций в оборонке и ссылались на мировую экспертизу взаимодействия регуляторов и бизнеса. Подчиненных же господина Артемьева больше интересовала организация взаимодействия с ведомствами по оперативным вопросам.

В какой-то момент мы выдохлись с точки зрения новых идей,— признался вчера глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в ходе двухдневной конференции об антимонопольной политике.

Служба, консолидировавшая летом 2015 года полномочия по определению тарифной политики в РФ и надзор за гособоронзаказом, в условиях экономического спада и вызванной им необходимости "зажать" тарифы намерена обсуждать свою дальнейшую стратегию работы с экспертным сообществом. Сотрудники ведомства, по словам директора антимонопольной службы, уделяют много времени текущим делам и проверкам, но порой им не хватает экспертных знаний, а без детальной проработки, подчеркнул он, стратегии остаются пожеланиями.

 

Вектор своей политики, говорил господин Артемьев, ФАС менять не собирается и видит свою задачу в том, чтобы быть "возмутителем спокойствия", который боролся бы с "национальными чемпионами" — так называют в ФАС госмонополии. Иначе, пообещал Игорь Артемьев, экономике грозит "еще большая неэффективность и разгул коррупции".

 

Впрочем, выступления экспертов вряд ли могли обнадежить главу ведомства, ответственного за состояние конкуренции в стране. "Вы проводите антимонопольную политику в принципиально агрессивной институциональной среде",— напомнил главе ФАС декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, один из участников разработки российской "Стратегии-2030". Сославшись на работы экономистов Дарена Асемоглу и Джеймса Робинсона, он пояснил: в современной экономической теории принято рассматривать два типа институтов — экстрактивные (служат для взимания ренты с населения) и инклюзивные (помогают развивать человеческий капитал: науку, образование). Как и большинство стран, РФ реализует первый тип институционализации — он характеризуется в том числе тем, что "элиты пишут законы для населения, делая исключения для себя". В итоге спроса на долгосрочную стратегию развития страны, видение ее будущего и инвестирование в него не возникает.

 

Рецепт, предложенный господином Аузаном, впрочем, вряд ли сколько-нибудь нов: по его словам, полезен был бы переход к эффективной промышленной политике, подразумевающий перераспределение инвестиций от госмонополий в пользу высокотехнологичных и конкурентных секторов экономики. При этом "вытягивать инновационные технологии" можно за счет военно-промышленного комплекса, считает экономист, советуя руководителям ФАС "предлагать варианты новой промышленной политики".

 

Коллега господина Аузана по экономфаку МГУ Андрей Шаститко, в свою очередь, рекомендовал поискать идеи на международном уровне. Он напомнил, что в 2014 году Нобелевская премия по экономике досталась Жану Тиролю как раз за двадцатилетний опыт исследований взаимодействия антимонопольного регулятора с компаниями (см. "Ъ" от 14 октября 2014 года). Один из методов, найденный экономистами-теоретиками,— "регуляторный контракт", позволяющий бизнесу в обмен на добросовестное (с точки зрения регулятора) поведение получать преференции — например, ограничивать раскрытие предоставляемой властям информации.

 

Впрочем, подчиненные господина Артемьева, как следовало из выступления замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, в большей степени нуждаются не в идеях, а в сопряжении уже реализуемой тарифной политики с деятельностью коллег по Белому дому. Рассказывая о том, как производится анонсированный полгода назад разворот в тарифной политике (его господин Голомолзин описал в терминах корректировки методических документов, которые служба "подхватила" у поглощенной ею Федеральной службы по тарифам), чиновник пожаловался на сложности внутриправительственного взаимодействия. В ФАС полагают, что надо шире использовать потенциал ведомств — там хотели бы, по словам господина Голомолзина, получать от Минэкономики, Минпромторга, Росимущества, Минэнерго и др. больше актуальных сведений об их планах и прогнозах работы.

 

Софья Окунь

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги, Новости
Еще от Ъ-Газета