Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63, 8300 0,0600
EUR 68, 5200 0,0825
USD 63,83 57 −0,0037
EUR 68, 4492 −0,0688
USD 64,0000 63,8900
EUR 68,4000 68,7000
покупка продажа
64,0000 63,8900
68,4000 68,7000
05.12 — 12.12
65,2000
69,3000
BRENT 53,71 −1,38
Золото 1171,60 −0,06
ММВБ 2153,26 −0,17
Главная Новости Квадратные метры Кризис заставил компании усаживать работников в офисе поплотнее
Кризис заставил компании усаживать работников в офисе поплотнее

Кризис заставил компании усаживать работников в офисе поплотнее

Источник: Ведомости|
17:00 18 декабря 2015
За пять лет рабочее пространство сотрудников сократилось на 30%.
Кризис заставил компании усаживать работников в офисе поплотнее
Фото: Д. Абрамов / Ведомости

Экономический кризис сократил площадь рабочего места в open-space на 0,5 кв. м, кабинет линейного руководителя – на 2,9 кв. м. Кабинеты топ-менеджеров уменьшились в среднем на 5,8 кв. м – таковы данные исследования офисных интерьеров, построенных с 2011 по 2015 г. в Москве, проведенного компанией Pridex (оказывает услуги по fit-out - проектированию, строительству, инженерному оснащению объектов коммерческой недвижимости).

 

Кризис уплотнил сотрудников на 30%

 

В среднем рассадка сотрудников в бизнес-центрах класса А и В стала на 30% более плотной за пять лет. Если в 2011 г. на одного сотрудника в новом офисе приходилось 12,86 кв. м, то в 2015 г. – 8,71 кв. м (нормативный минимум – 6 кв. м). Другими словами, в 2011 г. в офисе площадью 1000 кв. м в среднем размещалось около 75-80 человек, сейчас – 110-115 сотрудников.

 

Повышение плотности рассадки позволило сэкономить на аренде, отделке и эксплуатации около 490 000 кв. м за 5 лет, или более $300 млн, подсчитали в Pridex. Хотя в рублях, с учетом обвала национальной валюты, экономии почти не получается, признают в компании.

 

По словам Сергея Кудрявцева, управляющего партнера Pridex, открытых рабочих зон (open-space) стало больше – с 42% в 2011 г. до 59% в 2015 г., а коридоров - меньше (15 и 6% соответственно). Это позволило более эффективно использовать помещения. В 2011 г. один сотрудник занимал в open-space 6,8 кв. м, в 2015-м – 5,7 кв. м. Средние размеры кабинетов топ-менеджеров уменьшились с 33,1 кв. м в 2012 г. до 23,7 кв. м в 2015-м. В основном кабинеты «урезали» в средних по размеру компаниях, которые занимают 3000–8000 кв. м, уточняет Кудрявцев.

 

Самые маленькие кабинеты (не более 15-20 кв. м, по данным Pridex) – у топ-менеджеров IT-компаний, СМИ, аудиторов и консультантов. Самые большие традиционно предлагают топ-менеджерам государственные структуры, госкомпании, крупные российские и иностранные промышленные корпорации. У них, как правило, рабочие места топов выделены в вип-зоны, которые занимают отдельный этаж или обособленную часть этажа, а также включают в себя ряд вспомогательных помещений - приемных, комнат отдыха, личных переговорных, спортзалов, кухонь, санузлов, спален и т. д. Площадь подобных кабинетов – от 50 кв. м, в среднем на 50-60% больше, чем в среднем по рынку. Впрочем, оптимизация заметна и здесь.

Если в 2011-2013 гг. можно было говорить о примерно 10% новых офисов, площадь рабочих станций топ-менеджеров в которых превышала 50 кв. м, то в 2014–2015 гг. их не более 5%, – уточняет Кудрявцев.

 

Сделать вывод о том, что в рамках одной из отраслей идет урезание офисных площадей, невозможно, – добавляет он.

 

Сегодня многие госкомпании устанавливают регламенты для своих дочерних компаний по рассадке сотрудников - скажем, 12 кв. м на человека, – делятся в приватных разговорах брокеры, – но если, условно говоря, глава филиала захочет обустроить себе кабинет площадью 300 кв. м, каждому из его сотрудников придется ютиться на 4 кв. м.

Топ-менеджеров все чаще сажают в open space

 

По словам консультантов, пожелавших остаться анонимными, в 2014-2015 гг. значительные по площади кабинеты предусмотрели Basf (45 кв. м), «Уралхим» (56 кв. м), “Полюс золото” (71 кв. м), «Росатом» (144 кв. м), E.On (44 кв. м). С другой стороны, есть иностранные и российские компании, которые размещают топ-менеджеров в open space, например Booking.com, Nokia, Pepsico, Skype. Отличительная черта таких офисов – условное выделение зоны топ-менеджмента: их кабинеты немногим отличаются от кабинетов линейных руководителей или вообще являются единственными обособленными в офисе, в ряде интерьеров в силу корпоративных стандартов у кабинетов не предусмотрено дверей, а сами кабинеты в отсутствие их хозяев могут использоваться сотрудниками в качестве переговорных.

 

“Случаи размещения топ-менеджмента компании в open space становятся все более частыми”, – говорит Крис Уиллсон, коммерческий директор отдела по управлению проектами JLL. Он говорит, что это “нормальная практика в офисах Европы”, хотя “кризис ускоряет процесс перехода офисного рынка от кабинетных планировок к открытым”.

Требуется больше прямого взаимодействия между сотрудниками, открытая организация офиса максимально этому способствует, – считает Павел Якимчук, руководитель направления внутренней отделки помещений CBRE.

Дмитрий Жидков, директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci, объясняет, что планировки современных бизнес-центров, а также инженерные системы стали более эффективными.

В бизнес-парке «Отрадное» можно посадить 1 человека на 5 кв. м, в БЦ «Аркус III» шаг колонн 8 на 12 м (в реконструированных зданиях – всего 6 на 6 м), что позволяет максимально эффективно разместить рабочие места, не уменьшая комфортного пространства для каждого сотрудника, – приводит он примеры.

В 2012-2013 гг. затраты на содержание офисов снижались в первую очередь за счет уменьшения площади рабочего места, в 2014-2015 гг. – за счет оптимизации цены аренды, отделки и эксплуатации, особенно в классе В, требования которого позволяют использовать в отделке материалы российского производства.

В ряде случаев компании, сокращая персонал, перестраивают свой офис таким образом, чтобы часть его можно было сдать в субаренду, - говорит Кудрявцев.

 

Мы имеем большое число запросов на оптимизацию офисного пространства, – делится Крис Уиллсон. – Я имею в виду как попытки уменьшить объем занимаемых площадей и отказаться от неиспользуемых, так и более эффективное использование имеющихся площадей.

 

Расходы на аренду – самая затратная статья в бюджете компании, а сегодня нужно экономить, – резюмирует Жидков.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ведомости