Курсы валют
USD 59,2168 −0,2866
EUR 63,6225 −0,3199
USD 59,24 00 −0,0075
EUR 63,5 600 0,0275
USD 59, 1892 −0,0944
EUR 63, 6185 −0,1178
USD 59,3000 59,4400
EUR 63,6700 63,8500
покупка продажа
59,3000 59,4400
63,6700 63,8500
23.01 — 30.01
59,5200
63,5500
BRENT 55,31 −0,09
Золото 1209,43 0,10
ММВБ 2174,59 0,14
Главная Новости Аналитика Святослав Бирюлин. Мы вышли из кризиса — жаль, не туда
Мы вышли из кризиса — жаль, не туда

Мы вышли из кризиса — жаль, не туда

Источник: Секрет Фирмы |

Говорят, наша экономика переживает кризис. Точка отсчёта понятна — это начало быстрой девальвации рубля в декабре 2014 года. Поскольку кризис — ситуация по определению чрезвычайная, почти никто не торопится строить долгосрочные планы и разрабатывать стратегии. Предприниматели считают, что рано или поздно что-то изменится (многие ещё надеются, что изменения будут к лучшему) и стратегия устареет. Зря.

 

Кризис — это по определению краткосрочный или по крайней мере среднесрочный спад, за которым неминуемо начинается рост. В конце 2015 года пора уже признать, что происходящее — это никакой не кризис, а новая экономическая реальность. О росте нужно забыть на долгие годы, если не на десятилетия.

 

За последний месяц я слышал доклады двух аналитиков крупнейших банков. Оперируя такими терминами, как «счёт текущих операций» и «платёжный баланс», они довольно ловко доказывали, что экономика страны скорее здорова и что в 2016 году она ещё больше окрепнет. Выход из спада неизбежен, утверждали они. Правда, в отличие от того, как всё было в 2010 году, на этот раз рост возобновится уже не за счёт потребительского спроса. Для них это просто оговорка, а для тысяч предпринимателей по всей стране — вопрос жизни и смерти.

 

В последние 15 лет потребительский спрос в России рос (с короткими перерывами на кризис) впечатляющими темпами. Сначала его толкал вверх рост благосостояния, затем — бум потребительского и ипотечного кредитования. Это позволило вырасти целым отраслям, зарабатывающим на удовлетворении новых потребительских капризов. Авторынок, рынок одежды, туристическая отрасль, рынок гаджетов, строительная индустрия — все эти рынки привыкли к постоянным обновлениям рекордов. Например, 2015 год стал для многих регионов рекордным по вводу жилья (достраивалось то, что было заложено до «кризиса»). Это, в свою очередь, порождало, подобно эффекту ударной волны, целый рынок услуг для растущего бизнеса — от мобильного банкинга до офисной недвижимости. Последней, к слову, в 2014 году в Москве тоже было построено больше, чем когда-либо.

 

Многие, мне кажется, понимают, что «эта лошадь кончилась», но мало кто отдаёт себе отчёт в том, что навсегда. Даже если ЦБ снизит ключевую ставку до докризисного уровня, потребительское кредитование не вырастет как раньше. Люди не захотят брать, а банки — давать ресурсы в прежних объёмах. Два кризиса подряд с интервалом в шесть лет приучат россиян быть экономными и надолго.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наСекрет Фирмы
Рубрики
Аналитика
Еще от Секрет Фирмы