Курсы валют
USD 57,9627 0,0256
EUR 61,3883 0,1314
USD 58, 1000 0,0375
EUR 61,5 775 −0,0175
USD 58,20 33 −0,0030
EUR 61,69 52 0,0019
USD 58,0100 58,2000
EUR 61,5100 61,8000
покупка продажа
58,0100 58,2000
61,5100 61,8000
13.02 — 20.02
59,5000
63,8400
BRENT 55,40 −0,02
Золото 1256,61 0,07
ММВБ 2036,29 −0,12
Главная Новости Аналитика Святослав Бирюлин. Мы вышли из кризиса — жаль, не туда
Мы вышли из кризиса — жаль, не туда

Мы вышли из кризиса — жаль, не туда

Источник: Секрет Фирмы |

Говорят, наша экономика переживает кризис. Точка отсчёта понятна — это начало быстрой девальвации рубля в декабре 2014 года. Поскольку кризис — ситуация по определению чрезвычайная, почти никто не торопится строить долгосрочные планы и разрабатывать стратегии. Предприниматели считают, что рано или поздно что-то изменится (многие ещё надеются, что изменения будут к лучшему) и стратегия устареет. Зря.

 

Кризис — это по определению краткосрочный или по крайней мере среднесрочный спад, за которым неминуемо начинается рост. В конце 2015 года пора уже признать, что происходящее — это никакой не кризис, а новая экономическая реальность. О росте нужно забыть на долгие годы, если не на десятилетия.

 

За последний месяц я слышал доклады двух аналитиков крупнейших банков. Оперируя такими терминами, как «счёт текущих операций» и «платёжный баланс», они довольно ловко доказывали, что экономика страны скорее здорова и что в 2016 году она ещё больше окрепнет. Выход из спада неизбежен, утверждали они. Правда, в отличие от того, как всё было в 2010 году, на этот раз рост возобновится уже не за счёт потребительского спроса. Для них это просто оговорка, а для тысяч предпринимателей по всей стране — вопрос жизни и смерти.

 

В последние 15 лет потребительский спрос в России рос (с короткими перерывами на кризис) впечатляющими темпами. Сначала его толкал вверх рост благосостояния, затем — бум потребительского и ипотечного кредитования. Это позволило вырасти целым отраслям, зарабатывающим на удовлетворении новых потребительских капризов. Авторынок, рынок одежды, туристическая отрасль, рынок гаджетов, строительная индустрия — все эти рынки привыкли к постоянным обновлениям рекордов. Например, 2015 год стал для многих регионов рекордным по вводу жилья (достраивалось то, что было заложено до «кризиса»). Это, в свою очередь, порождало, подобно эффекту ударной волны, целый рынок услуг для растущего бизнеса — от мобильного банкинга до офисной недвижимости. Последней, к слову, в 2014 году в Москве тоже было построено больше, чем когда-либо.

 

Многие, мне кажется, понимают, что «эта лошадь кончилась», но мало кто отдаёт себе отчёт в том, что навсегда. Даже если ЦБ снизит ключевую ставку до докризисного уровня, потребительское кредитование не вырастет как раньше. Люди не захотят брать, а банки — давать ресурсы в прежних объёмах. Два кризиса подряд с интервалом в шесть лет приучат россиян быть экономными и надолго.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наСекрет Фирмы
Рубрики
Аналитика
Еще от Секрет Фирмы