Курсы валют
USD 61,3222 0,4639
EUR 75,6532 0,2498
USD 61, 4000 0,0025
EUR 75,4 650 0,0175
USD 61,3 920 0,0550
EUR 75, 4831 0,1611
USD 61,3000 61,2000
EUR 75,5500 75,4000
покупка продажа
61,3000 61,2000
75,5500 75,4000
23.04 — 30.04
59,0000
74,0000
Сайт finance.rambler.ru временно недоступен
Главная Новости Понаехали тут: как бывшие горожане становятся фермерами
Как бывшие горожане становятся фермерами

Как бывшие горожане становятся фермерами

Источник: Forbes.ru |

Новая волна фермеров — горожане с опытом в бизнесе. Они не ждут помощи государства и не гонятся за рекордным урожаем. Есть ли перспективы у их проектов?

 

«Чем выше была должность, тем меньше она приносила удовольствия. А то, что приносило деньги, не приносило радости», — вспоминает свою прошлую жизнь фермер Павел Тарасов, бывший заместитель директора по финансам московского филиала дорожно-строительной компании «Автобан». Семь лет назад он обосновался в Заокском районе Тульской области.

 

На своей ферме «Болотово» Тарасов выращивает без химикатов и удобрений овощи и зелень для ресторанов и фермерских магазинов. В отличие от жены, которая так и не рискнула совсем перебраться в деревню, Тарасов легко переносит отсутствие привычных городских удобств. Но вот спутниковый интернет ему необходим как воздух: посреди двора на столбе висит тарелка, биоферма регулярно обновляет страничку в Facebook.

 

Добродушный бородач Тарасов — типичный представитель нового класса фермеров, горожан с успешной предыдущей карьерой, для которых сельское хозяйство одновременно и образ жизни, и бизнес-проект с высокой маржой.

 

Новые аграрии, в отличие от фермеров первой волны, толчком для переселения которых из городов на землю стала программа господдержки 1991 года на 1 млрд рублей («силаевский миллиард»), не слишком рассчитывают на помощь властей, активно используют интернет для продвижения и не гонятся за рекордными урожаями.

 

«Городские фермеры — совсем не конкуренты традиционным, у них нишевой бизнес. Хотя возможностей для сбыта у фермеров новой волны больше — они знают городской менталитет, их пиарят соцсети», — отмечает глава «Союзмолока» Андрей Даниленко, основавший фонд «Русские фермы» еще в 1993 году. По его оценкам, органические продукты (именно на таких продуктах для тех, кому важно здоровое питание, специализируются Павел Тарасов и другие фермеры-горожане) могут занять максимум 10–15% рынка. «Но пока не принят закон об органическом земледелии, тут большой простор для шарлатанства. Неясно, что есть органика, что нет», — добавляет Даниленко.

 

Семейный фермер

 

Видавший виды чемодан с наклейкой «Хрупко» медленно едет по ленте транспортера в багажное отделение аэропорта Шарль-де-Голль. Двое мужчин пристально следят за его движением. «Если с ними что-то случится, я тебя покусаю», — шепотом предупреждает своего спутника фермер Дмитрий Климов. Тот абсолютно спокоен: до ввода продуктовых санкций Андрею Куспицу, совладельцу компании по производству французских деликатесов Le Bon Goût, приходилось перебрасывал через границу устричный спат — молодняк для развода. На этот раз в обклеенном поролоном отсеке чемодана в Москву летели 120 утиных и куриных яиц, купленных Климовым в Гаскони за €500. Европейская птица стала основой стартовавшего в мае этого года проекта «Вольный выгул», который Климов реализует совместно с соседом, фермером Александром Почепцовым, бывшим программистом. «Мне надоели серость и убогость, свойственные сельскому хозяйству в России. Хочется привнести в свой бизнес что-то европейское, отлаженное, организованное», — говорит Климов.

 

Обладатель диплома журналиста-международника МГУ раньше зарабатывал антикризисным пиаром. Свой бизнес на земле он начал в 2010 году. Первый опыт оказался не слишком удачным — Климов с партнером вложили $350 000 в выращивание цесарок. Африканская курица крупнее обычной, и бизнес-план сулил радужные перспективы. Но москвичи экзотику не оценили, проект не взлетел. Из 5000 цесарок в месяц продавалось не больше 50.

 

Отчаявшись, Климов выставил бизнес на продажу, а сам уехал в Гондурас — «для перезагрузки». И действительно, вернулся с новой идеей: дорогую птицу надо продавать тем, кто уже распробовал фермерские продукты и готов платить за них больше, чем за обычные. Объявив краудфандинг на сайте фермерского кооператива LavkaLavka, он собрал 100 000 рублей на новый птичник.

 

В ресторан и магазины проекта LavkaLavka Климов поставляет сейчас до 40% своей продукции. И для многих других фермеров, с которыми пообщался Forbes, LavkaLavka, созданная пять лет назад бывшим журналистом «Афиши» и «Сноба» Борисом Акимовым, — основной канал сбыта и продвижения. На своем сайте, на поддержание которого в месяц тратится около 1 млн рублей, кооператив подробно рассказывает про каждого из поставщиков. Свой шестой магазин в Москве LavkaLavka открывала на деньги фермеров.

 

Цены на фермерские продукты в LavkaLavka даже по московским меркам высокие. Так, целиком индейка от Климова в интернет-магазине кооператива продается по 1080 рублей за кг, бедро индейки — по 1490 рублей за кг, цыпленок подрощенный — по 675 рублей за кг. Бориса Акимова, который в 2013 году и сам стал фермером, разница в ценах даже с премиальными сетями вроде «Азбуки вкуса» не смущает — его клиенты готовы платить за здоровое питание. «У нас наценка 100% от цены фермера — фермер сам формирует цену и может ее снизить или увеличить, — поясняет Акимов. — Мы хотим, чтобы фермерских продуктов было гораздо больше — будет конкуренция, станут снижаться цены».

 

В обычных торговых сетях, по данным Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР), доля фермера в конечной стоимости продукта на полке в два раза ниже — около 25%. В прошлом году, замечает Ольга Башмачникова, заместитель директора АККОР, себестоимость сельхозпродукции у фермеров увеличилась на 40%, а в животноводстве — до 70% из-за роста цен на корма. А вот отпускная цена выросла незначительно. Два года назад ассоциация опросила 4000 фермеров, и 70% респондентов своей основной проблемой назвали сбыт. «Им просто некогда этим заниматься: стоять на рынке, искать новых покупателей», — говорит Башмачникова. У фермеров новой волны все иначе.

 

Стоя посреди торгового зала в магазине натуральных продуктов LavkaLavka, шумный и веселый Дмитрий Климов в фартуке с надписью «I love Damon» одновременно тушит индейку в устричном соусе, подливает гостям хреновуху и обсуждает с покупательницами преимущество барбарийских уток. «Климов у нас звезда», — замечает Акимов. Участие в гастрономических шоу для фермера — важная составляющая бизнеса.

 

Свое хозяйство в Клинском районе Подмосковья фермер Климов посещает несколько раз в неделю. Козами, курами, утками там занимаются четыре наемных сотрудника. Зато он сам принимает заказы на личную почту и не ленится на своей Audi развозить продукты по Москве для постоянных покупателей. «Знаю всех клиентов в лицо, кто что ест и кто что любит, у кого аллергия, — говорит Климов. — Вот до революции были семейные доктора, а я, получается, семейный фермер».

 

Он активно использует для общения с клиентами соцсети — так, перед Новым годом провел опрос, не будут ли они возражать против подорожания на 20 рублей после того, как он два года держал цены без изменений. Все одобрили. Охотно делится в Facebook фотографиями животных и детей на природе, репортажами с кухни и сложностями подбора зоотехников.

 

Финансовых показателей своего бизнеса Климов не разглашает, но признается, что работает с маржой 15–18%. А со стартом проекта «Вольный выгул» она должна вырасти еще. Это микс фермерского хозяйства, где используются исключительно естественные технологии, интернет-магазина и кулинарного цеха.

 

Золотые яйца

 

Концепция родилась после общения с европейскими фермерами. Новый год Климов провел на сицилийской ферме, хозяин которой рассказал, как сбывает свои оливки и масло через интернет. А технологию естественного выращивания птицы Климов с дотошностью шпиона снимал и записывал на ферме в Гаскони, где гостил вместе со своим другом Андреем Куспицем.

 

Чем здоровее птица, тем выше она ценится, хотя и растет до товарного размера на вольном выгуле дольше, чем в клетке. Дополнительный доход должна обеспечить кулинария — эту часть проекта согласился развивать Куспиц. Мясной цех «Вольного выгула» уже коптит и запекает цыплят и индюшек, делает паштеты, в планах — освоить выпуск мясных деликатесов и ароматных сыров.

 

 

Климов с Куспицем решили замахнуться и на производство попавшей под запрет фуа-гра — ради этого они и везли из Гаскони яйца уток и образцы ярко-золотистой кукурузы для их откорма. Подмосковная фуа-гра, по расчетам Климова, будет стоить 3000–4000 рублей за килограмм (как три утки). Расставаться с фермерством он в ближайшее время точно не намерен.

 

Вкусное место

 

В День святого Валентина возле фермерского ресторана «Марк и Лев» в Тульской области (120 км от Москвы) остановились два черных внедорожника. Оказалось, губернатор Орловской области Вадим Потомский, прочитав в «Афише» обзор маршрутов выходного дня в Подмосковье, вместе с семьей и помощниками решил остановиться в дачном отеле «Велегож-парк». Завтракал и ужинал губернатор в «Марке и Льве» здоровыми фермерскими продуктами. И даже, как говорят сотрудники ресторана, задумался об открытии аналогичного проекта в своем регионе (в администрации Потомского ничего об этом не знают). «Мы самое популярное заведение, по отзывам в TripAdvisor, в деревне Митино, — замечает бренд-шеф проекта и супруга Бориса Акимова Ольга Стрижибикова. — Другое дело, что мы тут пока единственные».

 

Кому пришла в голову идея открыть ресторан вдалеке от оживленных автомагистралей? «Хотелось создать центр притяжения, чтобы вокруг ресторана начал формироваться круг людей, которые интересуются натуральными продуктами, и поставщиков-фермеров», — говорит Александр Гончаров, девелопер, управляющий партнер «Велегож-парка». В 2000-х годах он в качестве адвоката консультировал инвесторов, которые скупали земли разорившихся хозяйств в Тульской области, а позже и сам занялся строительством. Вместе с партнерами построил около 40 коттеджных поселков, но несколько лет назад заметил, что коттеджная тема стала себя изживать. Предприниматель стал искать способы, как «раскачать и оживить территорию».

 

Так появился проект дачного отеля «Велегож-парк» — 19 вилл, которые сдаются в аренду на выходные и праздники. По словам Гончарова, сдавать на короткий срок выгодно: одна вилла приносит 200 000–300 000 рублей в месяц, тогда как сдача ее в аренду на все лето дает всего 50 000 рублей в месяц. Инвесторы получают 20% годовых. Но, как признается предприниматель, чего-то в его дачной концепции не хватало — земля не приносила пользы.

 

Сам он несколько лет назад перебрался из города в деревню Дворяниново, когда его теща искусствовед Светлана Михалева возглавила музей прежнего владельца села Андрея Болотова, одного из основателей агрономии в России. Гончаров заинтересовался фермерством и органическим земледелием. В конце 2013 года он пришел к основателю LavkaLavka Борису Акимову с идеей открыть фермерский кооператив и ресторан на территории своего дачного отеля. Акимов с женой Ольгой Стрижибиковой как раз обсуждали проект создания ресторанов региональной кухни «Съедобная Россия». Втроем придумали концепцию ресторана «Марк и Лев», который открылся летом 2014 года.

 

За образец взяли популярный локаворский (когда в ресторане готовят и едят то, что выросло в радиусе 100–150 км) ресторан Faviken, расположенный в 600 км от Стокгольма. В основе меню — сезонные органические продукты местных фермеров. На стене в «Марке и Льве» висит карта Тульской области — кружочками обозначены два десятка поставщиков.

 

«Сначала у традиционных фермеров — людей, прошедших школу советских колхозов, — было мало доверия к горожанам и москвичам, в частности: подведут, обманут», — вспоминает Стрижибикова, которая стала бренд-менеджером проекта. Например, сложно было убедить их выращивать брюкву, причем определенного размера. Теперьпроблем с поставками нет.

 

Ресторан рассчитан всего на 30 мест, с летней верандой — на 50. Средний чек — 1500–1800 рублей. Прибыли до последнего времени он не приносил, замечает Гончаров, но уже с самого начала привлекал внимание к территории и вовлекал в фермерский проект новых людей. Фермерскую тему девелопер планирует эксплуатировать и дальше. Вместе с LavkaLavka создает фермерский кооператив, строит поселок «Ферма для жизни», готовится к открытию фермерского рынка и хаба.

 

«Вот тут, где камыши, у нас будет гостиница, тут будем хлеб печь, а тут пройдут две новые улицы с домами для фермеров», — говорит продюсер проектов «Марк и Лев» Анна Богомолова, разложив на капоте машины план будущего поселка на окраине деревни Дворяниново, где у Гончарова было 120 га земли. Проект «Ферма для жизни» предполагает строительство 50 домов, из них несколько предназначены для фермеров. Цена дома — 3–5 млн рублей. Для фермеров будут специальные условия — 80% стоимости можно выплачивать в рассрочку. Арендную плату за землю для хозяйства Гончаров готов взимать в размере земельного налога.

 

На холме на берегу пруда уже стоит дом председателя кооператива Светланы Голубевой, которая переехала сюда из Новосибирска в январе 2015 года. Голубева уже зазвала в проект несколько фермеров. Лингвист София Шарова выращивает экзотические для российских огородов овощи: спаржу, артишоки и пастернак. Бывший учитель физики Евгений Шутов производит органический картофель.

 

«Еда, которую едят многие, — колбасы, сосиски, она химическая, не настоящая», — поддерживает разговор Сергей Александров, владелец костромской компании «Котлетарь», которая выпускает полуфабрикаты из мяса собственного хозяйства. Он приехал в «Марк и Лев» с супругой на переговоры. В ходе беседы Александровых приглашают переехать в Тульскую область, инвестировать здесь в разведение скота и создавать сеть фермерских магазинов. «Очень перспективное направление», — говорит Александров и обещает подумать над предложением о переезде.

 

Скоро на границе Московской и Тульской областей появится фермерский рынок на 30–60 мест, чтобы дачники не везли в деревню продукты из супермаркетов. По данным ГИБДД, летом по Симферопольскому шоссе в выходные проезжают 50 000–90 000 дачников. Торговать там будут только члены кооператива «Марк и Лев», плата за аренду составит доходную часть проекта, он получил принципиальное согласие властей и сейчас проходит согласование.

 

Гончаров с Акимовым изучают опыт США по открытию локальных фермерских хабов — хотят предоставить местным фермерам сервис по хранению, переработке и сбыту продукции. «С хабом удобнее работать федеральным сетям, да и фермерам будет удобно продвигать свою продукцию», — говорит Гончаров. Фермерская тема может стать для девелопера еще одним масштабным бизнесом.

 

Хлебный край

 

Взвалив на плечи мешок с зерном, основатель компании «Черный хлеб» Павел Абрамов сам тащит его на мельницу — через несколько минут из-под каменных жерновов потечет ручеек смолотой ржаной муки. «В мешке 50 кг. За восьмичасовую смену надо загрузить 2,5 т, это 50 мешков», — прикидывает Абрамов, оглядывая гору мешков с высоты своего двухметрового роста.

 

К физическим нагрузкам ему не привыкать: профессиональный волейболист, бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах. На своих полях он без удобрений и ускорителей роста выращивает около 1000 т пшеницы, ржи, полбы, овса, гречихи, ячменя, из которых выпускает цельнозерновую муку, крупы и отруби с пометкой «Продукт органического земледелия».

 

Бизнес начинался с увлечения здоровым питанием. Сестра жены Павла — Мария Веденеева — пекла дома хлеб из итальянской органической муки. Российской тогда еще не было. Это и навело Абрамова на мысль заняться органикой.

 

Землю нашли в Алексинском районе Тульской области. Первый участок 200 га в 2012 году засеяли пшеницей и рожью. Земля не обрабатывалась три года, что для органики хорошо — отдохнула от «химии», хотя и заросла сорняками. С самого начала Абрамов ввел в своем хозяйстве полный запрет на применение ядохимикатов, стимуляторов, минеральных удобрений, а почву обрабатывают без плуга. С сорняками боролись, многократно проходя с культиватором. Первый урожай собрали в 2013 году, в феврале 2014 года произвели первую муку — Абрамов купил две мельницы, одна из них с каменными жерновами. Сейчас из семи видов злаков он выпускает 19 видов продукции, в том числе крупу из полбы и отруби.

 

Средняя урожайность невысокая — 15 ц с гектара, но все зерно сертифицировано по стандартам как России, так и ЕС. Урожаи при органическом земледелии ниже, а цены — выше. В Ассоциации фермерских хозяйств ссылаются на исследования ООН: при переходе на органические технологии доходы фермеров возрастали в 2–3 раза.

 

Абрамов вложил в дело около €2 млн, отбить вложения планирует за 7 лет. Он поставляет продукты и в LavkaLavka, и в ресторан «Марк и Лев». Но не только туда. В ноябре 2014 года на Абрамова вышли представители Danone с предложением поставлять органическую пшеничную и полбяную муку для детского питания. Павел Певнев, директор завода Nutricia Danone в Истре, говорит, что муку «Черного хлеба» выбрали за соответствие строгим требованиям, предъявляемым к сырью для детского питания. «Кроме этого, поставщик находится территориально ближе к заводу Nutricia в Истре, что позволяет оперативно взаимодействовать», — отмечает Певнев. И добавляет, что для Nutricia в России это первый опыт использования органической муки, которым остались довольны.

 

Сам Абрамов говорит, что заказ от Danone — «хорошие объемы, но для детского питания мы можем производить муки в четыре раза больше». Недавно у фермера появились инвесторы, говорить о которых он отказывается. Теперь бывший волейболист планирует наладить переработку своего зерна и сам: выпуск хлопьев, макарон, хлеба.

 

Год назад Абрамов завершил спортивную карьеру и полностью сосредоточился на зерновом бизнесе — его перспективы очевидны.

 

Павел Седаков

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Forbes.ru