Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,7 525 −0,0325
EUR 67,83 25 0,0025
USD 63,7 602 −0,0247
EUR 67,8 112 −0,0111
USD 64,0000 63,9100
EUR 68,0000 68,0200
покупка продажа
64,0000 63,9100
68,0000 68,0200
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 55,03 −0,05
Золото 1164,77 −0,08
ММВБ 2150,11 −0,01
Главная Новости Отмывание в четвертом раунде
Российских финансистов ждет новая проверка FATF

Российских финансистов ждет новая проверка FATF

Источник: Ъ-Газета|
22:50 12 января 2016
Не успел российский финансовый сектор получить финальные результаты международной проверки Базельского комитета, как должен начать подготовку к другой.
Российских финансистов ждет новая проверка FATF
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Новую проверку проведет FATF, и она будет направлена на оценку эффективности работы антиотмывочных норм российского законодательства. И хотя пройдет она только в 2018 году, удастся ли России подготовиться, особенно в условиях санкций, оценить сложно.

 

Очередная проверка России Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) начнется в конце 2018 года, следует из информации на сайте FATF. "Это плановое мероприятие в рамках четвертого раунда проверок FATF, и решено, что Россия в числе других стран БРИКС пройдет ее в 2018 году",— пояснил заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Предыдущий, третий раунд, который длился десять лет, завершился в июне 2014 года. Тогда основной задачей было проверить законодательство стран-членов на соответствие стандартам FATF. Главное отличие четвертого раунда в том, что он будет концентрироваться непосредственно на том, насколько эффективно работают антиотмывочные законы (нормы ПОД/ФТ).

 

Впрочем, как именно будет проводиться оценка, неочевидно. "Сложность состоит в том, что пока нет ясности в вопросе о том, как трактовать само понятие эффективности и насколько субъективной может быть эта трактовка",— говорит один из источников "Ъ". Согласно методике FATF, оцениваются, например, такие параметры, как налаженный обмен и координация действий с финансовыми разведками других стран; адекватность применения банками мер по ПОД/ФТ; наличие у компетентных органов информации о бенефициарах компаний; количество обвинительных приговоров по отмыванию; конфискация инструментов для отмывания и доходов от него; отсутствие доступа к финансированию у террористических группировок от некоммерческих организаций и т. д. По каждому такому пункту оценщики должны присвоить стране рейтинг эффективности. В зависимости от присвоенного рейтинга FATF требует от страны-участницы различной степени улучшений. При этом конкретных параметров присвоения этих рейтингов FATF не приводит.

 

Пока российская статистика в части реальных наказаний неутешительна. Согласно годовому отчету Росфинмониторинга за 2014 год, по материалам службы возбуждено более 1,2 тыс. уголовных дел, в суд направлено 346 шт., а количество приговоров составило 164 шт., из которых по статьям о "легализации преступных доходов" — всего 57 дел.

 

Изменения, которые должны улучшить эти результаты, сейчас обсуждаются. Одно касается установления уголовной ответственности для топ-менеджеров финансовых организаций, создающих среду для отмывания, говорит Павел Ливадный. По его мнению, высокий статус топ-менеджера банка и его квалификация априори означают его информированность о проведении отмывочных операций в интересах клиентов. Кроме того, обсуждаются выработка механизма конфискации доходов, полученных от экономических преступлений, и установление уголовной ответственности для юрлиц, добавляет он. "Сейчас юрлица не являются субъектами уголовной ответственности, что не исключает возможности в ходе обыска в рамках предварительного расследования изъятия имущества банка и наложения на него ареста до разрешения судом судьбы арестованного имущества, перспективы же конкретизированной в УК ответственности топ-менеджеров таких банков, думаю, должно резко снизить для них интерес к участию в подобных схемах",— поясняет руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса "Пепеляев групп" Максим Кошкин.

 

Последняя международная проверка оказалась не слишком успешной для России. Предварительные итоги проверки Базельским комитетом продемонстрировали, что по большому числу пунктов у России наблюдается частичное или полное несоответствие. Для корректировки окончательного заключения комитет ЦБ даже пошел на изменения в собственном регулировании, в частности по нормативам (см. "Ъ" от 2 октября 2015 года).

 

Удастся ли России исправить ситуацию и в части борьбы с отмыванием до 2018 года, пока неясно.

 

На руку России играют два фактора — запас времени, можно использовать опыт других стран, уже прошедших такую проверку FATF, надеются источники в кругах финансовых властей. Уже опубликованы результаты проверок Бельгии, Австралии, Норвегии и Испании. Из них получили наиболее высокие рейтинги в эффективности ПОД/ФТ Испания и Австралия. По мнению члена экспертного совета Института финансового планирования Алексея Гусева, способствовать борьбе с отмыванием сможет обмен налоговой информацией (с 2018 года) с европейскими странами в рамках механизма AEoI, который даст доказательную базу для преследования налоговых уклонистов. Впрочем, усугубить ситуацию могут международные санкции в отношении России. "Непонятно, будут ли они сняты к 2018 году,— рассуждает источник "Ъ" на банковском рынке.— Но даже если оценка будет объективной, то не факт что высокой, по крайней мере исходя из текущей ситуации".

 

Ольга Шестопал, Светлана Дементьева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета