Курсы валют
USD 63,8741 −0,0501
EUR 68,6902 0,9242
USD 63,8500 0,0000
EUR 68, 5500 −0,2200
USD 63,7 912 0,0094
EUR 68, 5090 0,0256
USD 64,0000 63,9500
EUR 68,6100 68,7000
покупка продажа
64,0000 63,9500
68,6100 68,7000
05.12 — 12.12
64,2500
68,2500
BRENT 54,70 −0,09
Золото 1170,93 −0,02
ММВБ 2156,86 −0,32
Главная Новости Пенсии Регионам не до пенсий
Регионы лишились дополнительной пенсии из-за сокращения бюджетов

Регионы лишились дополнительной пенсии из-за сокращения бюджетов

Источник: Ъ-Газета|
07:00 21 января 2016
Бюджетный кризис и формирование системы гарантирования пенсионных накоплений окончательно подкосили и без того не слишком крепкие локальные программы дополнительного пенсионного обеспечения бюджетников.
Регионы лишились дополнительной пенсии из-за сокращения бюджетов
Фото: Коммерсантъ/Олег Харсеев

В конце прошлого года СМИ много писали о том, что активисты "Общероссийского народного фронта" (ОНФ) ополчились на так называемые губернаторские пенсии. Мониторинг ОНФ показал, что только в 11 из 85 субъектов бывшие руководители регионов не пользуются дополнительными льготными выплатами. В остальных предусмотрены разнообразные оплачиваемые из бюджета социальные гарантии для начальников на "заслуженном отдыхе". Вместе с тем в 2015 году тихо завершился ряд региональных пенсионных программ для рядовых бюджетников. Такие данные содержатся в обзоре, который специально для "Ъ" подготовило рейтинговое агентство "Рус-Рейтинг".

 

Единых нормативов не существовало и не существует, поэтому власти регионов и городов сами выбирали, кому будут платить дополнительную пенсию. И в ряде регионов еще в конце 90-х годов прошлого века под это создавались негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Немногие регионы и муниципалитеты пытались развивать такие программы,— отмечает директор по корпоративным рейтингам агентства "Рус-Рейтинг" Максим Плешков.— Это связано с тем, что местные власти не были особо в них заинтересованы, поскольку это и дополнительные расходы, и дополнительная ответственность.

Председатель совета директоров НПФ "Европейский" Евгений Якушев отмечает, что в тот период около 20 регионов внесли в местные законы поправки о поддержке НПО. Но в нулевые, по его словам, все свелось к вопросу индивидуальных пенсионных надбавок высшим руководителям, выплачиваемых из местного бюджета.

По новому Бюджетному кодексу если регион дотируемый, то у него нет источников для финансирования дополнительных пенсий,— подчеркивает Евгений Якушев.

Гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик уверен, что заинтересованность в дополнительном пенсионном обеспечении у руководителей регионов и муниципалитетов была.

С одной стороны, это одна из форм социальной поддержки бюджетников,— поясняет он,— с другой — для регионов это была хорошая возможность уменьшить налогооблагаемую базу.

Среди самых известных были пенсионные программы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Московской области, Ханты-Мансийского АО, Якутии и Удмуртии, Екатеринбурга, Тулы, Кемерово, Твери, Челябинска, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону.

 

Ряд региональных программ не пережили еще кризис 2008 года. Так, в 2009 году прекратил работу НПФ "Северный", учрежденный администрациями Ленинградской, Мурманской и Магаданской областей, а также рядом автономных округов. Лишь до августа 2012 года действовала муниципальная программа НПО в Екатеринбурге. Но массовое прекращение программ пришлось на 2015 год, когда Банк России начал проверки НПФ, желающих вступить в систему гарантирования. ЦБ активно аннулировал лицензии у фондов, которые были созданы для того, чтобы заниматься региональными программами, но в начале 2000-х занялись обязательным пенсионным страхованием. В октябре лишился лицензии ростовский НПФ "Тихий Дон" (объем НПО — 6,3 млн руб.), а в ноябре отзывом лицензии у НПФ "Эрэл" (182,5 млн руб.) закончилась программа для работников сельского хозяйства Якутии. До 10 декабря (отозвана лицензия и введена временная администрация) действовала программа НПО в Удмуртии, осуществлявшаяся через НПФ "Время" (123,9 млн руб. пенсионных резервов). Некоторые администрации сами отказались от продолжения таких программ. Например, в середине декабря 2015 года такое решение было принято в Нижнем Новгороде. Совместная программа с НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" (в ней участвовали около 27 тыс. человек) была закончена в связи с тем, что администрация посчитала, что деньги больше нужны в бюджете города.

 

На данный момент количество региональных программ можно пересчитать по пальцам одной руки. Наиболее масштабный — проект Ханты-Мансийского АО через одноименный НПФ (около 18 млрд руб. пенсионных резервов). При этом именно вложения резервов в девелоперские проекты стали камнем преткновения при вступлении фонда в систему гарантирования, поскольку фонд имеет еще и пенсионные накопления, отмечает Максим Плешков. Впрочем, по оценке участников рынка, в ближайшее время НПФ вступит в систему гарантирования, поскольку администрация округа не только внесла дополнительные средства, но и способствовала тому, чтобы исправить нарушения. С региональными и муниципальными программами НПО продолжают работать татарстанский НПФ "Берсил" и тольяттинский НПФ "Муниципальный".

 

Опрошенные "Ъ" эксперты считают, что форма НПО через региональные программы пока имеет только теоретические перспективы. Общее мнение выразил советник президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Валерий Виноградов: "Пока не будут решены бюджетные проблемы регионов, форма дополнительного пенсионного обеспечения через местные программы масштабно осуществляться не может".

 

Анна Каледина

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Пенсии
Еще от Ъ-Газета