Курсы валют
USD 64,1528 0,4721
EUR 68,4703 0,8541
USD 63,8 800 0,0025
EUR 68, 1575 0,0850
USD 63,8333 0,0000
EUR 68,08 51 0,0009
USD 64,0100 64,1000
EUR 68,3000 68,3500
покупка продажа
64,0100 64,1000
68,3000 68,3500
21.11 — 28.11
63,0400
66,8300
BRENT 54,28 −0,15
Золото 1175,89 0,01
ММВБ 2128,99 −0,20
Главная Новости Аналитика Рубль против правительства
Рубль против правительства

Рубль против правительства

Источник: Банки.ру|
17:30 22 января 2016
Правительство передумало. Оно возвращается к идее реализации антикризисной программы, от продления которой на 2016 год само отказалось в 2015-м.
Рубль против правительства
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 20 января заявил, что правительство России будет продолжать работать по антикризисному плану. Банки.ру спросил у экспертов, какие меры по спасению пикирующей экономики нужно принимать в первую очередь.

 

«Так называемого антикризисного плана не будет»

 

Правительство РФ будет продолжать работать по антикризисному плану, предполагается добавить в него ряд новых мер и отказаться от неэффективных. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с членами экспертного совета при правительстве.

Мы готовим сейчас предложения, включая, по сути, продолжение того плана по поддержке экономики, который работал в прошлом году, — сказал Медведев 20 января.

Фактически тем самым правительство признало, что без антикризисного плана не обойтись, хотя раньше утверждало, что не совершило ни одной крупной ошибки и что экономика адаптировалась к «новой реальности».

...Еще некоторое время назад представлялось, что можно обойтись без специального плана и перевести работу правительства в такой рутинный стандартный вид. Но с учетом того, как последние три-четыре недели развиваются события, мы все-таки договорились и с коллегами по правительству, и с представителями парламента о том, что правительство продолжит работу в рамках плана по поддержке экономики, или, как иногда его называли, «антикризисного плана», — заявил глава Кабмина.

Он пояснил, что в план «необходимо включить целый ряд мероприятий, ряд мероприятий продолжить».

 

Между тем в октябре прошлого года члены правительства уверенно заявляли о том, что принимать антикризисный план на 2016 год нет необходимости. Так, министр финансов Антон Силуанов сообщал, что правительство РФ не будет принимать антикризисный план на следующий год, поскольку экономика уже начинает адаптироваться к новым условиям.

Мы считаем, что нельзя постоянно находиться в кризисе. Действительно, экономика сейчас, в этом году… испытала шоки, она начинает приспосабливаться. В следующем году (в 2016-м. – Прим. ред.) у нас так называемого антикризисного плана не будет. Будет источник, фонд для поддержки приоритетных отраслей экономики, в рамках которого и будут оказываться меры поддержки ключевым секторам, — говорил Силуанов журналистам.

Поддержать экономику, по его словам, при необходимости поможет заложенный в бюджет-2016 (который теперь наверняка тоже придется переписывать) специальный антикризисный фонд объемом до 150 млрд рублей.

 

Теперь правительству придется отбросить свой умеренный оптимизм. 20 января курс доллара на Московской бирже в ходе торгов достиг абсолютного исторического максимума со времен деноминации 1998 года, подбираясь к 82 рублям. Предыдущий рекорд — 80,1 рубля — был установлен 16 декабря 2014 года. Курс евро также обновил максимум, взлетев выше 90 рублей. Официальные курсы валют, устанавливаемые ЦБ, на 21 января также оказались исторически рекордными: доллар — 79,46 рубля, евро — 87,03 рубля.

 

Впрочем, не все представители власти настроены алармистски. Президент РФ Владимир Путин на форуме «Опоры России» 20 января высказал мнение, что у предпринимателей «даже открываются новые возможности, имея в виду курсовую разницу и некоторые возможности на рынках». А первый вице-премьер Игорь Шувалов посоветовал россиянам меньше следить за движением курса рубля.

Вроде все нормально. Какие интервенции? Надо меньше смотреть на курсы (валют. — Прим. ред.), — сказал Шувалов.

В свою очередь глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила агентству ТАСС, что курс рубля сейчас близок к фундаментально обоснованному. Замминистра финансов Алексей Моисеев накануне сообщил, что правительство не будет продлевать госпрограмму субсидирования ипотеки, одну из самых заметных мер прошлогоднего антикризисного плана.

 

Портал Банки.ру выяснял у экспертов, какие меры правительству и Центральному банку необходимо принимать в первую очередь в новом антикризисном плане.

 

«Главное, чего нельзя допустить в текущей ситуации, — кризиса ликвидности»

 

Александр Левковский, президент – председатель правления СМП Банка:

 

– У Банка России уже есть достаточный опыт для того, чтобы успешно противодействовать кризисным явлениям, и достаточный набор инструментов. В частности, это меры, которые действовали до начала текущего года: сниженный курс валют для расчета нормативов, уменьшение норм резервирования для определенных заемщиков, пополнение основного капитала. При этом самое главное, чего нельзя допустить в текущей ситуации, — кризиса ликвидности. Если он случится, то эффект от него будет значительным, а все остальные меры окажутся недейственными. Среди других мер, которые служили бы поддержкой всей экономики, можно назвать программы, направленные на развитие ипотеки, поскольку строительная отрасль локомотивом тянет за собой большое количество смежных отраслей, предоставление доступа банкам к долгосрочному фондированию, привлечение банков к проектам в сфере государственно-частного партнерства.

 

«Без спасательного круга многие банки могут утонуть»

 

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

 

– Прежде всего, надо определиться, против какого кризиса этот план нужен. Структурный кризис на дворе – тогда в первую очередь всплывает структурная повестка, которая сформулирована во многих основных направлениях работы правительства до 2018 года. Это безразмерный документ, который надо бы переформатировать, определиться четче, что и когда мы делаем. Очевидно, что за год мы со структурным кризисом не справимся. Эта работа серьезная, долгая, тут нужно предусмотреть меры на два-три года.

 

Первое, что нужно сделать в этом году, – оптимизировать максимально бюджет. Избыточных расходов в нем достаточно, об этом сигнализирует постоянно Счетная палата. Даже сам факт переходящих остатков – порядка триллиона рублей – тоже показатель качества бюджетного планирования и эффективности расходов. Это дает ресурсы для структурных реформ.

 

Второй момент: одна из главных причин бюджетного дисбаланса – незавершенная реформа пенсионной системы. Огромное количество проблем в этой сфере. Пенсионная система требует перезагрузки. Естественно, это потребует несколько месяцев. Однако это необходимо делать, потому что в следующем году у нас старение населения продолжится, трудоспособное население сократится примерно на один миллион человек. Что мы делаем? Повышаем пенсионный возраст, мотивируем пенсионеров к продолжению трудовой деятельности? Пока непонятно. Не решена проблема с накопительной системой. При этом у нас огромное количество льготников, выходящих на пенсию досрочно.

 

Третье, что совершенно очевидно, это сокращение избыточного характера государственного регулирования. Речь идет о разнообразных надзорных и прочих контролирующих проверках. Наш бизнес в последний год теряет примерно 800 миллиардов рублей дополнительно — такова стоимость административного бремени. В условиях кризиса это непозволительная роскошь.

 

Естественно, если говорить о задачах этого года, надо внимательно смотреть на ситуацию в банковском секторе – далеко не во всех кредитных организациях все в порядке с достаточностью капитала. Эта проблема может выстрелить, несмотря на многие меры, которые были приняты в 2015 году. В рамках борьбы с кризисом предусмотреть это надо, так как без спасательного круга многие банки могут утонуть.

 

«Я не исключаю, что ЦБ примет решение вернуться к регуляторным послаблениям»

 

Игорь Буланцев, председатель правления Нордеа Банка:

 

– Основная антикризисная мера, с моей точки зрения, — борьба с возросшей неопределенностью, тормозящей и деловую активность, и настроения потребителей. Она должна заключаться в формировании четкого видения шагов, которые будет предпринимать руководство страны при реализации того или иного сценария развития ситуации. Людям должно быть понятно, что будет находиться в фокусе ЦБ, как будет выглядеть план по стимулированию реального сектора экономики, программ импортозамещения. Если бы на реализацию антикризисного плана не было предусмотрено необходимых ресурсов, о его составлении сейчас бы не говорили.

 

Из мер поддержки банковского сектора многое уже было реализовано, например программа докапитализации через ОФЗ, ряд регуляторных послаблений. Я не исключаю, что ЦБ примет решение вернуться к регуляторным послаблениям. Все в экономике взаимосвязано. И, скажем, стимулирование реального сектора положительно скажется и на секторе финансовом.

 

Уверен, что Банк России будет действовать синхронно с общим антикризисным планом. ЦБ уже давно отказался от валютного таргетирования и не будет пытаться системно к нему вернуться. В условиях адресного и взвешенного расходования резервных фондов противостояние движениям на глобальных рынках, на мой взгляд, бессмысленно.

 

«Снижение ключевой ставки стимулировало бы снижение стоимости ресурсов для банков»

 

Дмитрий Монастыршин, главный аналитик Промсвязьбанка:

 

– Для поддержки банковского сектора ЦБ РФ в конце 2014 года был разработан антикризисный план, включающий регуляторные послабления, расширение лимитов предоставления ликвидности, вливания в капитал. Пакет мер был успешно реализован и помог банкам адаптироваться к ухудшению операционной среды.

 

В то же время продолжающееся снижение мировых цен на сырьевые товары негативно для российской экономики, что содержит риски дальнейшего ухудшения финансового состояния клиентов банков. В текущих условиях банки могло бы поддержать принятие следующих антикризисных мер: продление использования льготного валютного курса при расчете нормативов достаточности собственных средств. Также актуально снижение минимальных значений показателей достаточности собственных средств до уровня, предусмотренного «Базелем III», в том числе снижение требований к общей достаточности капитала с 10% до 8% и к достаточности базового капитала с 5% до 4,5%.

 

Еще одной мерой для банковской системы могла бы стать возможность плавного графика формирования резервов по проблемным кредитам. И наконец, снижение ключевой ставки, которое стимулировало бы снижение стоимости ресурсов для банков.

 

«Останавливать девальвацию не надо»

 

Антон Табах, директор по региональным рейтингам RusRating:

 

– Я считаю, что в первую очередь необходимо сокращать бюджетные расходы, но крайне аккуратно, задумываясь над приоритетами и отложив исполнение социальных майских указов президента от 2012 года. Отдельно стоит задуматься о поддержке региональных бюджетов и рефинансировании долгов регионов.

 

Что касается банковской системы, в текущей ситуации стоило бы отложить полное введение «Базеля» и доначисление резервов, но это в компетенции Банка России, а не правительства РФ. При этом, на мой взгляд, в рамках плавающего курса рубля останавливать девальвацию не надо. Но над устойчивостью банков и своевременностью ужесточения регулятивных мер подумать стоит.

 

«ЦБ будет принимать решения, исходя из скорости девальвации»

 

Карина Артемьева, начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства:

 

– У правительства есть не так мало способов для решения заявленной в качестве ключевой задачи по выполнению социальных обязательств – девальвация и сокращение расходов бюджета. Мне кажется, ЦБ будет принимать решения, исходя из скорости девальвации, реализуя сценарий дальнейшего обесценения рубля, но без таких резких скачков, которые мы видели в конце 2014 года. Второй путь — сокращение расходов, прежде всего тех, которые являются значительными. Например, военных.

 

«Экономика сейчас не зарабатывает столько, сколько планируется тратить»

 

Антон Шабанов, ведущий эксперт УК «БКС»:

 

– В первую очередь, разумеется, нужно увеличить часть плана, связанную с экономией. Бюджет и экономика в целом сейчас не зарабатывает столько, сколько планируется тратить.

 

Параллельно с этим надо стараться усовершенствовать существующие производства, увеличить их технологичность, отдачу на вложенный капитал. Это позволит более рационально использовать ресурсы, в том числе и финансовые, которые сейчас в недостатке.

 

Для банковской системы сейчас прежде всего важны четкие правила игры, которые устанавливает государство. Почему? Чтобы банкам было невыгодно излишне рисковать на сомнительных сделках, в том числе кредитных. Чтобы банки не использовали свой инструментарий для отмывания денег, а, наоборот, поддерживали экономику.

 

Системно значимые банки также должны ощущать поддержку от регулятора, но при этом и чувствовать особую ответственность, беря на себя повышенное бремя финансовых невзгод. Например, помогая в санации более мелких игроков рынка.

 

План Банка России должен быть обязательно частью общего плана правительства РФ. Ведь один из самых главных параметров – девальвация рубля – очень сильно влияет на кризисные показатели. Например, если сейчас Банк России проведет сильную девальвацию, бюджет снова начнет в полной мере получать свои доходы, а при росте цены на нефть – еще и сверхдоходы. Зачем тогда антикризисный план, если экономика начнет восстанавливаться? И нужно ли восстанавливать экономику такой ценой? Или необходим единый, общий антикризисный план, который сдержит девальвацию на приемлемых как для государства, так и для граждан уровнях и даст импульс экономике, позволит не «разбазарить» средства Фонда национального благосостояния? Поэтому, разумеется, отдельный план Банка России необходим, но только в виде неотъемлемой части общего плана. Иначе получится, как в поговорке: «кто в лес, кто по дрова», и общего эффекта от таких разрозненных маневров будет очень немного.

 

«Бюджет антикризисного плана правительства на этот раз будет сильно ограничен»

 

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «Финам»:

 

– Судя по всему, бюджет антикризисного плана правительства на этот раз будет сильно ограничен из-за продолжительного снижения нефтяных котировок и быстрого исчерпания Резервного фонда. На мой взгляд, его бюджет не превысит 150–300 миллиардов рублей. Если исходить из этой суммы, оптимально будет около половины ее направить на докапитализацию банковской системы, в том числе региональных банков. Это позволит избежать роста недоверия на межбанковском рынке.

 

Оставшиеся средства целесообразно будет направить на поддержку реального сектора экономики, а именно отраслей, наиболее сильно влияющих на экономический рост, – жилищного строительства, автопрома и других. В частности, я все-таки жду перезапуска программы субсидирования процентных ставок по ипотеке на первичном рынке.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Банки.ру