Курсы валют
USD 56,0794 −0,1513
EUR 60,8461 0,5274
USD 55, 8300 0,0400
EUR 60, 6125 0,0350
USD 55, 8979 0,1114
EUR 60, 6656 0,0891
USD 55,8000 55,9500
EUR 60,6000 60,8000
покупка продажа
55,8000 55,9500
60,6000 60,8000
24.04 — 01.05
55,9400
59,5800
BRENT 52,37 −0,02
Золото 1271,54 0,01
ММВБ 1964,66 0,03
Главная Новости Аналитика Ловушка для нетворкера: как правильно формировать свою сеть контактов
Ловушка для нетворкера: как правильно формировать свою сеть контактов

Ловушка для нетворкера: как правильно формировать свою сеть контактов

Источник: Forbes.ru |

Алла Чернявская, тренер-коуч по коммуникационным навыкам

 

Пока вы ставите «лайки» публикациям друзей в социальной сети, выбираете, кого из коллег пригласить на ланч, и интересуетесь, как дела у бывших сослуживцев, вы, вольно или невольно, занимаетесь нетворкингом. Иными словами – каждый день формируете свой круг общения, который напрямую влияет и на продвижение по карьерной лестнице. Это мощный инструмент, если научиться управлять им. Обычно принято говорить о плюсах нетворкинга: возможности решать сложные жизненные задачи и бизнес-вопросы с помощью знакомых и друзей. Однако, налаживая связи, легко попасть в неочевидную, на первый взгляд, ловушку. Ошибки в нетворкинге могут испортить карьеру: ограничить кругозор, отнять время и лишить важных преимуществ новых знакомств. Как избежать этого?

 

Зачастую проще всего поддерживать либо узкопрофессиональные связи, либо связи с единомышленниками. Проанализировав подобные однородные группы, например, в Facebook, можно обнаружить, что темы общения в них, как правило, предсказуемы, лидеры мнений знакомы, а схожие проблемы и задачи формируют у участников типовые стили поведения. Но привычная среда постоянно меняется, а опыт и технологии обесцениваются. Для построения карьеры мало быть экспертом-исполнителем. В цене – изобретательность и многогранность.

 

Формируя сеть контактов, мы создаем вокруг себя микросреду, по которой оцениваем положение дел в мире. Так, многие пользователи Facebook переходят по ссылкам и читают новости,  размещенные только в ленте своих друзей. Более того, алгоритм выдачи социальной сети учитывает все отметки «нравится» и репосты, и устроен таким образом, что пользователи редко встречаются с новостями, противоречащими их взглядам. Проще говоря, вы слышите только тех людей, чьё мнение совпадает с вашим, и укрепляете его. А значит, искусственно ограничиваете себя в убеждениях и суждениях.

 

Выстраивая свое окружение, стремитесь разнообразить его состав.

 

Известно, что успешные корпорации часто приглашают сторонних специалистов на управленческие должности. К примеру, за несколько лет работы моими руководителями в одной и той же компании были приглашенные в Россию сотрудники из Нидерландов, Италии, Перу и Тайланда. Стажировки кадров в разных функциональных подразделениях давно превратились в стандарт. На пару недель из логистики – в продажи, из маркетинга – на производство или в отдел сервиса. Почему? Мировым трендом стал принцип «Diversity», многообразия.

 

На программах MBA в ведущих школах мира в учебные группы стараются набирать как можно больше участников с разнородным бэкграундом. Состав отслеживается по национальности и полу, приветствуется опыт проживания в двух и более странах. Зачем? В разносторонней среде можно быстро снизить критичность восприятия необычной информации, отточить мастерство аргументации, научиться смотреть на привычные задачи с разных ракурсов и предлагать креативные решения. Оценка знаний, полученная в таком коллективе, объективнее, а значит, легче наметить области для развития.

 

Однородные связи не позволят расширить устоявшуюся картину мира и собственного восприятия, и зачастую  — получить продвижение по карьерной лестнице.         

     

Насколько разносторонни ваши контакты? К примеру, просмотрите свой список связей в LinkedIn. На практике мне чаще всего приходилось видеть почти идентичные по составу списки. Так, у менеджеров отделов российских коммерческих компаний в контактном листе даже при большом количестве знакомых, в лучшем случае, присутствуют следующие группы людей: руководители на один уровень выше (в последней и текущей компаниях); самые активные из подчиненных (те, кто «добавились» сами); коллеги того же уровня иерархии из своего и одного из соседних отделов; несколько рекрутеров (иногда не профильных и зачастую также «самых активных»); подписка на одного-двух лидеров мнений в своей узкой области. Найдет ли быстро такой специалист вакансию в случае неожиданного сокращения? Приобретет ли свежие идеи? Получит ли повышение?

 

Эксперты одной из ведущих бизнес-школ мира INSEAD провели исследование о контактах, необходимых амбициозным людям. Построить карьеру помогут: специалисты, помогающие в решении текущих рабочих вопросов; знакомые-источники информации и идей; друзья, без чьей помощи невозможно было бы найти доступ к определенным влиятельным людям; так называемая «элита», имеющая политический вес; а также все те, кто дает эмоциональную поддержку.

 

Любое поддержание контактов требует времени. Формируя сеть полезных знакомств, стоит потратить усилия на развитие общения с каждой из следующих групп.

 

1. Налаживайте связи с надежными узкопрофильными сотрудниками, готовыми помочь в решении повседневных задач и дать толковый технический совет. На них можно положиться, если предстоит плотная работа. Стремитесь к контактам с зарубежными коллегами и экспертами, не отказывайтесь от знакомства с конкурентами, а также специалистами в соседней отрасли. Так, в разгар корпоративной тренерской деятельности, которую я вела в России, мне очень помогали профессиональные переводчики из Азии, быстро переводившие на русский язык и адаптировавшие узкоспециализированные статьи. У меня на это ушел бы месяц, а они сделали все за неделю. Случайная рекомендация сотрудницы с первого места работы также сэкономила время на расшифровку и перевод моих лекций из аудио в текстовый формат, что позволило мне быстро создать учебные пособия.

 

2. Заведите знакомства с профильными бизнес-тренерами, посещайте мероприятия, где можно лично встретиться с профессиональными коучами. Общение в развивающей среде позволит избежать стереотипности мышления. Потеря мотивации и эффект выгорания, сложности в общении с трудными коллегами, страх выступать перед аудиторией – многие из этих проблем можно обойти стороной, если в записной книжке появятся контакты профессиональных консультантов. Не жалейте времени на собственное развитие. Практика «наставников» для топ-менеджеров сейчас очень распространена в мире.

 

3. Учитесь устанавливать связи с лидерами мнений, высшим руководством компаний, инвесторами и чиновниками. Важно продумать, чем вы сами можете быть интересны новому знакомому. Однажды в начале моей карьеры я должна была познакомиться со всемирно известным профессором, председателем крупной европейской оранизации. Это была очень красивая женщина, ценитель украшений из муранского стекла. Стоить ли говорить, что для первой встречи на конференции я тщательно обдумала внешний вид и выбрала себе художественную подвеску. Первой темой нашего разговора стала особая технология, разработанная венецианскими мастерами-стеклодувами. После того, как мы оказались «на одной волне», можно было переходить к цели встречи.

 

Не смотря на то, что классические «ценные связи» могут помочь вам получить грант или поддержать ваши инициативы, особенно важно не забывать о такте. Не спешите сразу же использовать преимущества новых знакомств. По данным зарубежных специалистов по нетворкингу (Dorie Clark и соавт.) в отдельных случаях только после года поддержания отношений можно обратиться к контакту высокого уровня с просьбой об одолжении.

 

4. Мы все живые люди, и в погоне за бизнес-рекордами можем забыть о самых близких. Позволяйте себе отдохнуть. Закройте социальные сети и сделайте то, на что всегда не хватает времени – например, сходите, наконец, на каток с друзьями. Простые дружеские отношения — это еще и ценный ресурс для восстановления сил и энергии. Получая очередной профессиональный «Оскар», вы по праву вспомните дорогих вам людей.

 

5. Не пренебрегайте «случайными» контактами. Зачастую мы склонны ценить исключительно «тесные взаимодействия» — т.е. доверять только прочным и проверенным временем связям. Помните, старую пословицу: «Старый друг лучше новых двух?» Это согласуется с нашей культурой и актуально для России, где уровень доверия в целом ниже, чем в Европе (только 23 % россиян склонны доверять окружающим по сравнению, например, с 74% шведов, согласно исследованиям международной социологической команды Worldvaluessurvey). Однако если все ваши контакты – это коллеги, с которыми вы тесно дружите и не пускаете к себе «новичков», то вряд ли получится воспользоваться социальной сетью для поиска новой работы. Вакансия просто не промелькнет в вашей сети — некому будет рассказать о ней.

 

Однажды коллега-специалист по организации мероприятий, знакомство с которой продлилось всего несколько часов, помогла мне договориться о долгожданной встрече с признанным гуру в мире тренингов. Она давно сменила род деятельности, но нас связывает уже более шести лет дружбы. Подумайте: кто знает, возможно, общительного парикмахера, только что оставившего вам визитку, посещает и эксперт, с которым вы давно хотите договориться об интервью? А, может, и вам пора попробовать сменить мастера и решиться на новую стрижку?

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru