Курсы валют
USD 63,4888 0,2142
EUR 73,9327 0,4519
USD 63,5 150 −0,0150
EUR 74,45 00 −0,0025
USD 63,5 982 0,0643
EUR 74, 4623 0,0805
USD 63,4000 63,5800
EUR 74,1900 74,0500
покупка продажа
63,4000 63,5800
74,1900 74,0500
23.07 — 30.07
62,2500
72,5400
BRENT 73,00 0,00
Золото 1231,51 0,07
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика Оборонная промышленность: Между госпланом и рынком
Оборонная промышленность: Между госпланом и рынком

Оборонная промышленность: Между госпланом и рынком

Источник: Ведомости |

Несмотря на внешнее благополучие, отечественный оборонно-промышленный комплекс балансирует на грани повторения катастрофы начала 1990-х гг. И если реализуется негативный сценарий, рухнет не только ОПК, но и как минимум основанное на нем российское машиностроение.

 

До недавнего времени ОПК держался на масштабном государственном заказе, но его ресурс существенно исчерпан, поскольку перевооружение вышло на завершающую стадию. Перспективы роста ВВП в России туманны, при этом социальные расходы будут явно в приоритете. Все это очевидные риски. Ухудшает ситуацию и геополитическая напряженность, которая порой приводит к срывам, а то и к полным отменам экспортных контрактов. Крупнейшие страны – импортеры российского вооружения, например Индия и Китай, стремятся развивать собственное оборонное производство.

 

Диверсификация и переход к производству гражданской продукции затруднительны – мировой рынок переживает не лучший период в связи с низкими темпами роста мировой экономики и имеющимися геополитическими рисками, а ориентация исключительно на российский рынок в рамках программ импортозамещения невозможна: внутренний рынок слишком мал, для окупаемости новых продуктов и проектов его недостаточно. Так, к примеру, окупаемость узкофюзеляжных самолетов требует производства около 850 единиц, тогда как за последние 20 лет объем российского рынка составил всего 485 (до необходимого объема недостает 43%), для региональных реактивных самолетов цифры еще внушительнее (разрыв между реальным и необходимым объемом составляет 66%).

 

 

Улучшения ситуации не предвидится, скорее мы должны говорить об обратном. К новому кризису Россия подошла почти без подушки безопасности: если цена на нефть будет колебаться в диапазоне $40–50 за баррель, то резервный фонд к 2017 г. будет полностью исчерпан. Уже сейчас финансирование новых проектов из средств ФНБ заморожено, возможность срочных решений по имеющимся проектам также невелика – около половины средств ФНБ приходится на инструменты с низкой ликвидностью, и их сложно быстро использовать.

 

Эти причины проблем можно назвать внешними или конъюнктурными. Но есть и ключевая структурная проблема – «раздвоение личности» государственной политики по отношению к ОПК. С одной стороны, в отрасли присутствуют элементы рыночной экономики (например, формируются ГЧП, создаются и функционируют интегрированные структуры, заявленные как коммерческие компании), с другой стороны, наращивается влияние планового, директивного подхода в управлении (например, недавний федеральный закон № 159, резко снижающий ликвидность компаний, выполняющих государственный оборонный заказ, или поддержка и фактическая монополия государственных компаний). Такая двойственность создает проблемы даже в стабильные времена, а сегодня она становится критичной. Уже наступает крайний срок, когда ОПК и машиностроению в целом необходимо сформировать новые механизмы функционирования и найти новые источники развития.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости