Курсы валют
USD 62,4352 0,1796
EUR 73,2427 0,4472
USD 62,5 950 0,0450
EUR 72, 9100 0,0550
USD 62, 5181 0,0575
EUR 72,85 14 0,0009
USD 62,4500 62,7500
EUR 73,1000 73,2500
покупка продажа
62,4500 62,7500
73,1000 73,2500
23.07 — 30.07
63,7500
74,1800
BRENT 71,61 −0,53
Золото 1227,51 −0,02
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Деньги ФАС опасается роста цен из-за консолидации парка вагонов
ФАС опасается роста цен из-за консолидации парка вагонов

ФАС опасается роста цен из-за консолидации парка вагонов

Источник: Ведомости |

Операторы, консолидировав парк вагонов, могут резко и необоснованно поднять цены на свои услуги, опасается ФАС, сообщил ее представитель. Поэтому ФАС запросила крупнейших операторов предоставить ей данные за 2014 и 2015 гг. о парке вагонов, перевозке грузов, средних ставках предоставления грузового вагона (копия запроса есть у «Ведомостей»). Операторы также должны раскрыть принципы ценообразования на свои услуги, следует из запроса. Сотрудники компаний-операторов подтверждают получение запроса.

 

Опасения возникли у ФАС из-за планов консолидации парка, который обсуждается операторами и лизинговыми компаниями. Так, Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) разработала план «Ураган», который подразумевает сосредоточение у одной структуры около 200 000–250 0000 полувагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, подконтрольным государству: «ВЭБ-лизинг», «ВТБ лизинг», «Сбербанк лизинг», «Газпромбанк лизинг», «Трансфин-м» (подконтрольна НПФ «Благосостояние»). Затем вагоны предлагается передать в аренду крупному игроку – Федеральной грузовой компании (ФГК, 100%-ная «дочка» РЖД), Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), «Нефтетранссервису» или иному оператору. Тот, в свою очередь, должен будет списать около 100 000 единиц старого парка и поднять ставку за предоставление вагона с текущих 550–600 руб. в сутки до уровня, предусмотренного прейскурантом 10-01 (около 830 руб. в 2016 г.). ФГК, с марта получившая в управление парк «УВЗ-логистик» (до сих пор им управлял Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД) и планирующая оформить его в аренду, таким образом стала крупнейшим оператором полувагонов. Это тоже может оказать давление на цены, опасается ФАС.

 

Если возникнет риск нарушения антимонопольного законодательства в результате злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования вплоть до введения регулирования вагонной составляющей на уровне текущей доходности плюс 7,5% (уровень индексирования тарифной составляющей), подчеркивает представитель ФАС.

 

Как следует из презентационных материалов ГТЛК, тариф при реализации плана «Ураган» не превысит прогноз по инфляции. Так, транспортная составляющая, например, в стоимости угля на условиях FOB не превышает 40% (3% – тариф РЖД, 5% – ставка оператора). При увеличении доходности до 800 руб. доля операторской ставки в конечной цене продукта составит 8%.

 

Но, с другой стороны, текущий уровень доходности большей части парка – неинновационных полувагонов (около 600 руб. без НДС в сутки) позволяет финансировать текущие, деповские и капитальные ремонты и проч. (в совокупности это от 250 до 400 руб. в сутки в зависимости от возраста вагона), но не позволяет операторам приобретать подвижной состав в лизинг или с использованием кредитных средств или в полном объеме обслуживать привлеченные ранее для приобретения подвижного состава кредиты, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Если ставка на пользование полувагонами останется на текущем уровне, отрасль лишится источников для обновления парка, подчеркивается в предложениях ФГК, направленных в совет потребителей РЖД:

Операторские компании не смогут обслуживать кредиты, взятые под покупку нового парка, что впоследствии может привести к дефициту подвижного состава на сети, невывозу грузов и падению доходов инфраструктуры.

Чтобы покупка полувагонов была окупаема, по расчетам ФГК, доходность должна быть около 790 руб./сутки. А при ее текущем уровне вагон не окупить даже за весь его срок службы – 22 года, подчеркивается в материалах ФГК. С этим согласен представитель ПГК. За последние годы доходность вагона в сутки снизилась более чем в 2 раза – с 1200 до 500 руб., напоминает представитель ПГК.

По нашим оценкам, чтобы окупаться в сегодняшних условиях, полувагон «классической» 132-й модели должен стоить не более 1 млн руб. либо доходность должна вырасти до прежних показателей в 1200 руб. в сутки, – говорит представитель ПГК.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Деньги
Еще от Ведомости