Курсы валют
USD 57,5118 −0,0588
EUR 67,8927 −0,0406
USD 57,4 875 −0,0025
EUR 67,7 175 −0,0025
USD 57,5 120 −0,0470
EUR 67,7 738 0,0282
USD 57,4000 57,6500
EUR 67,8000 67,9800
покупка продажа
57,4000 57,6500
67,8000 67,9800
23.10 — 30.10
57,5000
67,9800
BRENT 57,82 0,10
Золото 1280,24 0,08
ММВБ 2071,83 0,04
Главная Новости «Газпром» не хочет быть рынком для других
«Газпром» не хочет быть рынком для других

«Газпром» не хочет быть рынком для других

Источник: Ъ-Газета |

Как стало известно "Ъ", "Газпром" пытается заблокировать поправки к закону о закупках госкомпаний, которые готовит ко второму чтению в Госдуме Минэкономики. Протесты монополиста вызывают реформа рынка электронных площадок и угроза перевода закупок госкомпаний на более жесткие условия в случае невыполнения требований по приобретению товаров и услуг у малого бизнеса. Вскоре вопрос будет рассмотрен на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, а окончательное решение будет зависеть от администрации президента.

 

 

В распоряжении "Ъ" оказались предложения "Газпрома" о смягчении поправок к 223-ФЗ и ответы на них Минэкономики (копии переписки есть у "Ъ"). Об усилиях "известных лоббистов" против повышения прозрачности закупок госкомпаний и "жесточайшем сопротивлении", с которым столкнулась реформа электронных торговых площадок (ЭТП), на прошлой неделе заявили глава ФАС Игорь Артемьев и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Напомним, ранее "Газпром" и "Роснефть" пытались лоббировать возможность засекретить свои закупки, ссылаясь на санкции,— но поддержки Минэкономики тогда не получили. Министерство по итогам мониторинга закупок госкомпаний в 2015 году заявляло о необходимости радикальной реформы всей этой сферы, ссылаясь на то, что госкомпании закупают товары и услуги на 23,1 трлн руб. в год c экономией менее 1% (на "Газпром" приходится 4,4 трлн руб., или 19% этой суммы).

 

Минэкономики отказалось от компромисса с монополистом по двум ключевым вопросам. "Не обсуждается" министерством просьба "исключить положения, регламентирующие отбор и установление критериев для операторов ЭТП", действующих в рамках 223-ФЗ. "Это сохранит ситуацию, при которой бесконтрольно функционируют более 160 площадок (в том числе принадлежащие офшорам, площадки-однодневки, площадки, аффилированные с заказчиками), требования к которым не определены и контроль за их деятельностью невозможен",— говорят чиновники. По их данным, только на аффилированной с монополистом ЭТП Газпромбанка в 2015 году было проведено 52% электронных закупок на cумму 1,5 трлн руб. Напомним, власти при поддержке господина Шувалова намерены отобрать три-пять универсальных операторов ЭТП для проведения госзакупок и закупок госкомпаний, приватизации и продажи имущества банкротов. Критерии их отбора пока остаются предметом внутриведомственных споров.

 

Кроме того, Минэкономики "категорически" не согласно исключить из поправок к 223-ФЗ требование перехода госкомпаний на закупки по более жестким правилам закона о контрактной системе "в случае невыполнения доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). "Газпром" в 2015 году был на восьмом месте по объему закупок у МСП (7,1 млрд руб.), опередив, в частности, Роснефть. Но статистика прогресса в поддержке госкомпаниями МСП не выявила: в 2015 году среднее количество заявок малого бизнеса на запросы госкомпаний снизилось с 1,3 до 1,2 — тогда как в рамках госзакупок выросло до трех.

 

 

Не удалось пока "Газпрому" вывести из-под требований 223-ФЗ и закупки товаров для "коммерческих целей" (например, для дальнейшей продажи). Также монополия требует отказаться от введения закрытого перечня способов закупки и ограничения для проведения запроса котировок, запроса предложений с начальной ценой договоров более 7 млн и 15 млн руб. Минэкономики пытается таким образом исключить нынешнее применение 3,5 тыс. процедур, маскирующих закупки у единственного поставщика (заключать с ним сделки открыто госкомпании могут по-прежнему). Проведение таких скоротечных процедур, как запрос котировок и запрос предложений (четыре и пять рабочих дней на подготовку заявок соответственно), не позволит поставщикам подготовиться к закупке и предоставить обеспечение исполнения договора, говорят чиновники, напоминая о закупке "Газпрома" на 155 млрд руб., где за неделю требовалось получить одобрение совета директоров на сделку и банковскую гарантию. В качестве компромисса Минэкономики готово ввести исчерпывающий перечень процедур лишь для закупок стоимостью до 200 млн руб. (ценовой диапазон, привлекательный для МСП).

 

Протесты "Газпрома" вызывает и предстоящий запрет заказчикам отказываться от заключения договора с победителем конкурентной закупки. Монополист просит исключить эту норму или хотя бы распространить запрет только на конкурсы и аукционы, предусмотрев случаи "обоснованного отказа", в том числе для закупок в рамках инвестпроектов стоимостью свыше 10 млрд руб. Минэкономики согласно расширить число таких случаев, кроме того, по итогам совещания у Игоря Шувалова запрет на отказ от заключения контракта может быть ограничен стоимостью договора до 200 млн руб.

 

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета