Курсы валют
USD 57,5118 −0,0588
EUR 67,8927 −0,0406
USD 57,4 825 −0,0150
EUR 67, 7400 0,0525
USD 57,5 120 −0,0470
EUR 67,7 738 0,0282
USD 57,4700 57,6400
EUR 67,7500 67,9800
покупка продажа
57,4700 57,6400
67,7500 67,9800
23.10 — 30.10
58,0000
68,0000
BRENT 57,75 −0,33
Золото 1279,89 −0,01
ММВБ 2071,83 0,04
Главная Новости Деньги Сокращение расходов бюджета усилит спад в 2016 году на две трети
Сокращение расходов бюджета усилит спад в 2016 году на две трети

Сокращение расходов бюджета усилит спад в 2016 году на две трети

Источник: Ведомости |

Экономика России сократится в 2016 г. на 2% при среднегодовой цене нефти $35/барр., прогнозирует Внешэкономбанк (ВЭБ). Завершение рецессии возможно только в конце 2016 г., в 2017 г. экономика перейдет к росту при повышении цены нефти до среднегодовых $52/барр., ожидает ВЭБ.

 

Прогноз подготовлен под руководством главного экономиста и зампреда ВЭБа Андрея Клепача, ранее в течение 10 лет отвечавшего за составление правительственного макропрогноза в Минэкономразвития.

 

Прогноз ВЭБа на 2016 г. рассматривает три траектории нефтяных цен, две из которых авторы прогноза считают маловероятными. Это вариант как нового нефтяного шока с падением цены до $20/барр. и ее средним по итогам года уровнем в $25/барр., так и вариант среднегодовой цены в $40/барр., на который неофициально ориентируется Минфин при текущем пересчете бюджета (он был сверстан из расчета $50/барр.).

Достижение в 2016 г. среднегодовой цены нефти Urals уровня $40/барр. представляется менее вероятным, так как в этом случае устойчивый растущий тренд должен сформироваться уже в ближайшие месяцы и к концу года цена должна составить около $50/барр., – говорится в прогнозе ВЭБа.

Наиболее вероятно, что среднегодовая цена нефти сложится на уровне $35/барр., считают в ВЭБе. Пока таков же прогноз Минэкономразвития, хотя министр Алексей Улюкаев сообщил, что цена стабилизируется и, скорее всего, составит $40/барр. в среднем за год.

 

При нефти $35/барр. дефицит бюджета-2016 достигнет 4,6% ВВП, посчитали в ВЭБе, это с учетом запланированного сокращения расходов, в том числе сокращения финансирования госпрограмм на 10%. Реальные расходы бюджета при этом сократятся в сравнении с 2015 г. на 9,5%, в наибольшей степени пострадают госинвестиции.

 

Бюджетная политика будет способствовать продолжению экономического спада и увеличению его масштабов, создавая дополнительное давление и на сокращающееся потребление, и на падающие инвестиции, считает ВЭБ. Спад государственных капитальных вложений в 2016 г. увеличит падение инвестиционного спроса в экономике более чем на треть – на 3,5 процентного пункта из 9,3%. Это приведет к дальнейшему падению промышленного производства (на 0,7%), но отраслевая картина будет разнородной: максимальное падение продолжится в машиностроении, наиболее сильно зависимом от инвестиций; большинство отраслей обрабатывающей промышленности, а также нефтедобыча будут стагнировать из-за низкого спроса; расти же будут только отрасли оборонного комплекса и пищевая промышленность.

 

 

Сокращение госрасходов также приведет к дополнительному снижению розничной торговли и платных услуг – на 0,4 и 0,7 п. п. соответственно, конечного потребления в целом – на 1,3 п. п. В итоге бюджетная политика может привести к сокращению экономики на 1,2 п. п. из 2%, т. е. обусловит почти две трети экономического спада. Этот эффект лишь частично компенсируется антикризисными мерами правительства, откладывая начало выхода из рецессии на конец 2016 г.

 

На негативный вклад бюджетной политики обращал внимание Центробанк: этот вклад эксперты ЦБ оценили в 0,3-0,7 п. п. роста ВВП в 2016 г. Дополнительным негативным фактором станет предлагаемое Минфином сокращение авансирования с 80 до 20%, отмечалось в обзоре ЦБ, а также текущий затянувшийся пересмотр бюджета, из-за которого расходы фактически заморожены: так, в январе они составили лишь чуть более 4% годовых назначений.

 

Ужесточение бюджетной политики должно быть компенсировано смягчением монетарной, предлагал ранее Улюкаев: это более справедливо, так как денежно-кредитная политика влияет на всех, тогда как круг бенефициаров смягчения бюджетной политики всегда ограничен.

 

Из-за слабого рубля инфляция в 2016 г. останется высокой – 9,2% к концу года, ожидает ВЭБ; в дальнейшем ее замедление до 5% к 2018 г. позволит ЦБ снизить ключевую ставку до 5,25%. Постепенное восстановление цены нефти приведет к укреплению рубля во второй половине 2016 г.: до менее 70 руб. за доллар (75,2 – в среднем за год).

 

 

Восстановление реальных доходов населения начнется в 2017 г., рост же зарплат будет поддерживаться исключительно в частном секторе, полагает ВЭБ, в бюджетном секторе он начнется не ранее 2018 г. при условии «размораживания» индексаций во второй половине 2017 г. Минэкономразвития в описании базовых условий для обновления прогноза на 2016-2019 гг. исходит из того, что заработки в бюджетном секторе могут не индексироваться все четыре года, а пенсии, как и в 2016 г., будут индексироваться ниже инфляции.

 

По оценкам ВЭБа, при условии возобновления индексации зарплат на уровень инфляции предыдущего года (на 9,2% в 2017 г. и на 5,1% в 2018 г.) они в 2018 г. останутся в реальном выражении на 11% ниже уровня 2014 г., доходы – ниже на 4,2%. В то же время благодаря этому в 2017-2018 гг. доля валовой прибыли в экономике превысит долю оплаты труда – последний раз такое наблюдалось в 1999-2000 гг. Это будет способствовать активизации инвестиций, считает ВЭБ: уже в 2017 г. они возобновят рост, хотя в 2018 г. будут оставаться на 10% ниже максимального уровня 2013 г., с которого с тех пор непрерывно падают.

Именно инвестиционная сфера остается в ближайшие годы основной болевой точкой российской экономики, – заключают аналитики ВЭБа.

 

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги, Новости
Еще от Ведомости