Курсы валют
USD 59,1446 0,3076
EUR 69,4653 0,1671
USD 58,6 125 0,0125
EUR 69,28 50 0,0050
USD 58, 8302 0,0477
EUR 69,1 860 0,0689
USD 58,8000 58,9000
EUR 69,2200 69,4200
покупка продажа
58,8000 58,9000
69,2200 69,4200
18.12 — 25.12
59,1000
70,0000
BRENT 62,53 −0,10
Золото 1255,24 −0,10
ММВБ 2131,04 0,05
Главная Новости Аналитика Мал золотник: зачем госбанкам клиенты из мелкого бизнеса
Мал золотник: зачем госбанкам клиенты из мелкого бизнеса

Мал золотник: зачем госбанкам клиенты из мелкого бизнеса

Источник: Банки.ру |

Как стало известно Банки.ру, Банк Москвы пересматривает стратегию по работе с малым бизнесом. Кредитная организация планирует к концу 2017 года удвоить свою клиентскую базу, сделав упор на трансакционные продукты. Банки.ру решил выяснить, зачем крупным банкам вдруг понадобились клиенты из малого бизнеса.

 

«Самые доходные клиенты»

 

Банк Москвы, который в мае 2016 года будет присоединен к ВТБ, пересматривает свою стратегию работы с малым бизнесом и планирует до конца 2017 года удвоить свою клиентскую базу в данном сегменте, рассказал Банки.ру директор департамента малого бизнеса Банка Москвы Максим Лукьянович.

Перед нами стоят амбициозные цели по наращиванию клиентской базы — за 2016—2017 годы поставлена задача удвоить базу активных клиентов малого бизнеса, — сообщил Лукьянович.

На текущий момент общее количество клиентов малого бизнеса в Банке Москвы — порядка 100 тыс. организаций, из которых активными являются чуть более 50 тыс. В планах кредитной организации увеличить клиентскую базу на конец 2017 года до не менее 100 тыс. активных клиентов.

 

Для этого банк, в частности, внедряет новую модель продаж, которая предполагает введение клиентских менеджеров. Согласно первоначальному плану, к работе в ближайшее время должны приступить порядка 130 менеджеров по продажам и менеджеров счета. В качестве менеджеров будут привлекаться как сотрудники самого финансового учреждения, так и специалисты с рынка.

Задача менеджеров по продажам — адресно работать по привлечению в банк клиентов, которые пользуются только расчетными услугами. После того как клиент привлечен, ему необходимо обеспечить высокий уровень качества сервиса, и наши уже менеджеры счета закрепляются за данными клиентами и обеспечивают индивидуальный подход и персональный уровень сервиса, — рассказал Лукьянович.

Помимо персонального обслуживания, банк меняет традиционную продуктовую линейку. С января кредитная организация запустила новую линейку пакетов и так называемый конструктор — из нескольких блоков клиент подбирает услуги и продукты под свой бизнес. По словам Лукьяновича, помимо расчетных продуктов, также изменения коснутся дистанционных сервисов — интернет-банка и мобильного банка.

 

Что касается кредитования, банк не сворачивает займы компаниям, сообщил Лукьянович.

Мы сейчас создаем универсальную трансакционную модель малого бизнеса. В то же время мы остаемся кредитующим банком. Мы не только не сворачиваем кредитование, но в бизнес-плане на 2016 год предусмотрели рост порядка 14—15% по кредитному портфелю, — пояснил собеседник Банки.ру.

К приоритетным отраслям при кредитовании финансовое учреждение относит производство и торговлю отечественными товарами (продукты питания, средства бытовой химии, личной гигиены), продукцией, направленной на импортозамещение, товарами и услугами на экспорт; оказание медицинских, бытовых и других услуг населению; сдачу недвижимости в аренду.

 

Беззалогового кредитования бизнеса в банке на сегодняшний день нет.

Мы закрыли программы беззалогового кредитования. Я думаю, это сделали все участники рынка, и в ближайшие два-три года вряд ли они будут возобновлены, — убежден директор департамента малого бизнеса Банка Москвы.

По его словам, более 85% клиентов малого бизнеса Банка Москвы имеют расчетно-кассовое обслуживание и не интересуются кредитами. При этом существует статистика, по которой доля доходов малого и среднего бизнеса банка по некредитным операциям составляет три четверти и больше. Таким образом, по мнению представителя Банка Москвы, это самые доходные клиенты в силу их огромного количества.

 

Увеличивать инвестиции для реализации стратегии банк не намерен, будет лишь их перераспределение.

Долгое время такие клиенты были не в фокусе крупных федеральных банков. Конкуренция, безусловно, растет, но мы абсолютно уверены, что это реалистично: растет спрос на обслуживание в надежном государственном банке, и часть клиентов из небольших региональных банков перетекает в государственные банки, понимая, что отзыва банковской лицензии здесь случиться не должно, — говорит Лукьянович.

Переход бизнеса в ВТБ, по его мнению, усиливает конкурентное преимущество банка.

Сегодня мы говорим, что мы восьмой банк по размеру активов, с мая наши клиенты становятся клиентами второго банка страны, — подчеркивает Лукьянович.

Смотрят-пересматривают

 

Банки давно озабочены изменением стратегии работы с малым бизнесом. В октябре 2015 года глава ВТБ Андрей Костин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!», произнес ставшие знаменитыми слова:

Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги. Есть потребление, есть спрос — будут деньги, нет потребления и спроса — зачем дешевыми деньгами заливать экономику?

В ходе пресс-конференции он рассказал о рисках, которые несет кредитование малого и среднего бизнеса. Прежде всего, рост невозвратных кредитов. Сам ВТБ в начале 2014 года сократил прибыль в 40 раз из-за создания резервов по розничным кредитам, во многом по кредитам наличными малому бизнесу.

 

Опрошенные Банки.ру представители банков сообщили, что также корректируют свою работу с малым бизнесом и делают акценты на трансакционные продукты. Райффайзенбанк пересмотрел свою кредитную политику и в настоящее время ориентируется «на более надежных и качественных заемщиков», рассказал руководитель управления по работе с малым бизнесом и премиальными клиентами Райффайзенбанка Роман Зильбер. По его данным, несмотря на ужесточение кредитной политики, во втором полугодии 2015 года банк восстановил объемы кредитования в сегменте малого бизнеса.

По нашим наблюдениям, в малом бизнесе, особенно в сегменте «микро», многие успешные компании не хотят кредитоваться и полностью рассчитывают на собственные силы, не хотят влезать в долги. В то время как клиенты с большой кредитной нагрузкой все чаще стараются получить кредит и обращаются с заявлением сразу в несколько банков, — говорит Зильбер.

Он полагает, что умение отбирать качественных клиентов в существующих условиях является главным приоритетом для успешного построения бизнеса в данном сегменте. В отличие от Банка Москвы, в Райффайзенбанке есть программа беззалогового кредитования клиентов, которые имеют расчетный счет с оборотами в банке.

 

ВТБ 24 рассчитывает на прирост кредитного портфеля по малому бизнесу в 2016 году до 15%, на прирост клиентской базы — до 16,5%, сообщил вице-президент, заместитель директора департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Спартак Солонин.

Малый бизнес всегда имел и имеет потребность в кредитных средствах, поэтому кредиты являются одним из основных продуктов банка при построении модели работы с сегментом МСБ. Рост клиентской базы реален, и банк нацелен на это. Привлекательность этого сегмента обусловлена его гибкостью и мобильностью, которая позволяет малому бизнесу быстрее реагировать на рыночные изменения, а также высокой оборачиваемостью капитала и доходностью, — пояснил он.

Увеличить клиентскую базу ВТБ 24 планирует и за счет развития пакетных предложений, расширения функционала системы дистанционного обслуживания, расширения перечня небанковских сервисов, проведения акций.

 

Альфа-Банк сообщил, что сохранит высокие темпы прироста по клиентской базе в 2016 году, но конкретных цифр в банке пока не называют. Главную ставку там делают на привлечение клиентов путем проведения бизнес-конференций и семинаров в регионах и Москве.

Конференций Клуба клиентов Альфа Банка и семинаров пройдет в полтора раза больше, чем в 2015 году, когда их посетили свыше 3,5 тысячи предпринимателей, — заявил руководитель блока массового бизнеса Альфа-Банка Денис Осин.

По словам руководителя департамента, исполнительного директора по малому и среднему бизнесу банка «Уралсиб» Константина Петрова, кредитная организация как универсальный банк заинтересована в работе с сегментом МСБ и будет предлагать широкий спектр продуктов, развивать онлайн-сервисы.

 

Промсвязьбанк в начале 2015 года замедлил кредитование малого бизнеса и занимался реструктуризацией существующей задолженности. Доля потенциальных клиентов программ в банке сократилась. Как сообщил вице-президент — управляющий директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов, в 2015 году уровень кредитования этого сегмента в финансовом учреждении снизился на 40%. Банк не ожидает серьезного роста портфелей в 2016 году и сосредоточил свои усилия на удаленном обслуживании и снижении уровня просроченной задолженности.

 

Сегодня кредитование МСБ, как и другие банковские сегменты, переживает не лучшие времена, признает Тихонов.

Кредитные портфели банков начали сокращаться в 2014 году, падение продолжается до сих пор. Однако мы по-прежнему считаем этот бизнес привлекательным. Анализ текущих дефолтов позволяет нам корректировать действующие риск-правила и продолжать финансировать малый бизнес, повышая качество портфелей вновь выданных кредитов, — комментирует Тихонов.

Он подчеркивает, что без кредитования невозможно построить успешный банковский бизнес на рынке МСБ, поэтому банки, в частности Промсвязьбанк, намерены зарабатывать во всех направлениях — как расчетном, так и кредитном.

 

Но кредитование остается якорным продуктом для финансового учреждения.

Возможность получить кредит в банке значительно влияет на фактор выбора банка и срок жизни клиента в нем. Малый и средний бизнес, выбирая банк для обслуживания, всегда рассчитывает на кредитную поддержку, если не прямо сейчас, то в ближайшей перспективе, — говорит Тихонов.

Он напоминает, что, по данным Индекса Опоры RSBI (ежеквартальное исследование самочувствия малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка и «Опоры России». — Прим. ред.), в конце 2015 года лишь 12% опрошенных предпринимателей сегмента МСБ были готовы расширять бизнес за счет своей прибыли. Взять кредиты в IV квартале 2015 года смогли лишь 10% компаний МСБ, причем более половины из них испытывали сложности с их получением. При этом потребность в кредитах сохраняется на уровне более 20%.

 

Роста не ждите

 

Бизнес столкнулся с дефицитом банковских услуг. Даже те кредиты, которые предлагаются, для малого бизнеса продолжают оставаться недоступными, указывают аналитики.

Кредиты слишком дороги, так как сам банк включает в ставку по кредиту вероятные риски, сопряженные с экономической ситуацией в стране. Уже год малые предприятия предпочитают работать «на свои», в крайнем случае прибегают к региональным программам поддержки. За кредитами обращаются в последнюю очередь, — уверяет старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

По ее прогнозам, как минимум два следующих квартала ситуация останется статичной. При этом спрос на кредиты активизируется, когда сами банки начнут активно работать с подобными заемщиками, предлагая им лояльные и индивидуальные условия.

Оживление интереса малого бизнеса к кредитным продуктам и другим банковским услугам произойдет только в одном случае: если плата за пользование финансовыми средствами и прочими механизмами снизится вдвое, — полагает она.

В то же время малый и средний бизнес продолжит переходить на обслуживание в крупные банки, преимущественно с государственным участием. Этому способствует зачистка банковского сектора от средних и мелких банков, отмечает доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Лазарь Бадалов.

Благодаря этому крупные банки имеют возможность даже в условиях кризиса наращивать клиентскую базу. Получается, что даже при снижении спроса на банковские услуги из-за кризиса в экономике крупные банки все равно увеличивают свои кредитные портфели и клиентскую базу, — указывает Бадалов.

Впрочем, добавляет он, говорить о существенном притоке клиентов в кризис не приходится даже госбанкам.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Банки.ру