Курсы валют
USD 57,3392 0,2531
EUR 67,4596 0,1608
USD 57, 2950 −0,0300
EUR 67,4 450 −0,0125
USD 57, 4791 −0,0617
EUR 67, 5080 −0,1162
USD 57,4700 57,6500
EUR 67,5200 67,7000
покупка продажа
57,4700 57,6500
67,5200 67,7000
23.10 — 30.10
58,0000
68,0000
BRENT 58,23 0,17
Золото 1285,20 −0,02
ММВБ 2092,57 0,20
Главная Новости Аналитика Мал золотник: зачем госбанкам клиенты из мелкого бизнеса
Мал золотник: зачем госбанкам клиенты из мелкого бизнеса

Мал золотник: зачем госбанкам клиенты из мелкого бизнеса

Источник: Банки.ру |

Как стало известно Банки.ру, Банк Москвы пересматривает стратегию по работе с малым бизнесом. Кредитная организация планирует к концу 2017 года удвоить свою клиентскую базу, сделав упор на трансакционные продукты. Банки.ру решил выяснить, зачем крупным банкам вдруг понадобились клиенты из малого бизнеса.

 

«Самые доходные клиенты»

 

Банк Москвы, который в мае 2016 года будет присоединен к ВТБ, пересматривает свою стратегию работы с малым бизнесом и планирует до конца 2017 года удвоить свою клиентскую базу в данном сегменте, рассказал Банки.ру директор департамента малого бизнеса Банка Москвы Максим Лукьянович.

Перед нами стоят амбициозные цели по наращиванию клиентской базы — за 2016—2017 годы поставлена задача удвоить базу активных клиентов малого бизнеса, — сообщил Лукьянович.

На текущий момент общее количество клиентов малого бизнеса в Банке Москвы — порядка 100 тыс. организаций, из которых активными являются чуть более 50 тыс. В планах кредитной организации увеличить клиентскую базу на конец 2017 года до не менее 100 тыс. активных клиентов.

 

Для этого банк, в частности, внедряет новую модель продаж, которая предполагает введение клиентских менеджеров. Согласно первоначальному плану, к работе в ближайшее время должны приступить порядка 130 менеджеров по продажам и менеджеров счета. В качестве менеджеров будут привлекаться как сотрудники самого финансового учреждения, так и специалисты с рынка.

Задача менеджеров по продажам — адресно работать по привлечению в банк клиентов, которые пользуются только расчетными услугами. После того как клиент привлечен, ему необходимо обеспечить высокий уровень качества сервиса, и наши уже менеджеры счета закрепляются за данными клиентами и обеспечивают индивидуальный подход и персональный уровень сервиса, — рассказал Лукьянович.

Помимо персонального обслуживания, банк меняет традиционную продуктовую линейку. С января кредитная организация запустила новую линейку пакетов и так называемый конструктор — из нескольких блоков клиент подбирает услуги и продукты под свой бизнес. По словам Лукьяновича, помимо расчетных продуктов, также изменения коснутся дистанционных сервисов — интернет-банка и мобильного банка.

 

Что касается кредитования, банк не сворачивает займы компаниям, сообщил Лукьянович.

Мы сейчас создаем универсальную трансакционную модель малого бизнеса. В то же время мы остаемся кредитующим банком. Мы не только не сворачиваем кредитование, но в бизнес-плане на 2016 год предусмотрели рост порядка 14—15% по кредитному портфелю, — пояснил собеседник Банки.ру.

К приоритетным отраслям при кредитовании финансовое учреждение относит производство и торговлю отечественными товарами (продукты питания, средства бытовой химии, личной гигиены), продукцией, направленной на импортозамещение, товарами и услугами на экспорт; оказание медицинских, бытовых и других услуг населению; сдачу недвижимости в аренду.

 

Беззалогового кредитования бизнеса в банке на сегодняшний день нет.

Мы закрыли программы беззалогового кредитования. Я думаю, это сделали все участники рынка, и в ближайшие два-три года вряд ли они будут возобновлены, — убежден директор департамента малого бизнеса Банка Москвы.

По его словам, более 85% клиентов малого бизнеса Банка Москвы имеют расчетно-кассовое обслуживание и не интересуются кредитами. При этом существует статистика, по которой доля доходов малого и среднего бизнеса банка по некредитным операциям составляет три четверти и больше. Таким образом, по мнению представителя Банка Москвы, это самые доходные клиенты в силу их огромного количества.

 

Увеличивать инвестиции для реализации стратегии банк не намерен, будет лишь их перераспределение.

Долгое время такие клиенты были не в фокусе крупных федеральных банков. Конкуренция, безусловно, растет, но мы абсолютно уверены, что это реалистично: растет спрос на обслуживание в надежном государственном банке, и часть клиентов из небольших региональных банков перетекает в государственные банки, понимая, что отзыва банковской лицензии здесь случиться не должно, — говорит Лукьянович.

Переход бизнеса в ВТБ, по его мнению, усиливает конкурентное преимущество банка.

Сегодня мы говорим, что мы восьмой банк по размеру активов, с мая наши клиенты становятся клиентами второго банка страны, — подчеркивает Лукьянович.

Смотрят-пересматривают

 

Банки давно озабочены изменением стратегии работы с малым бизнесом. В октябре 2015 года глава ВТБ Андрей Костин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!», произнес ставшие знаменитыми слова:

Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги. Есть потребление, есть спрос — будут деньги, нет потребления и спроса — зачем дешевыми деньгами заливать экономику?

В ходе пресс-конференции он рассказал о рисках, которые несет кредитование малого и среднего бизнеса. Прежде всего, рост невозвратных кредитов. Сам ВТБ в начале 2014 года сократил прибыль в 40 раз из-за создания резервов по розничным кредитам, во многом по кредитам наличными малому бизнесу.

 

Опрошенные Банки.ру представители банков сообщили, что также корректируют свою работу с малым бизнесом и делают акценты на трансакционные продукты. Райффайзенбанк пересмотрел свою кредитную политику и в настоящее время ориентируется «на более надежных и качественных заемщиков», рассказал руководитель управления по работе с малым бизнесом и премиальными клиентами Райффайзенбанка Роман Зильбер. По его данным, несмотря на ужесточение кредитной политики, во втором полугодии 2015 года банк восстановил объемы кредитования в сегменте малого бизнеса.

По нашим наблюдениям, в малом бизнесе, особенно в сегменте «микро», многие успешные компании не хотят кредитоваться и полностью рассчитывают на собственные силы, не хотят влезать в долги. В то время как клиенты с большой кредитной нагрузкой все чаще стараются получить кредит и обращаются с заявлением сразу в несколько банков, — говорит Зильбер.

Он полагает, что умение отбирать качественных клиентов в существующих условиях является главным приоритетом для успешного построения бизнеса в данном сегменте. В отличие от Банка Москвы, в Райффайзенбанке есть программа беззалогового кредитования клиентов, которые имеют расчетный счет с оборотами в банке.

 

ВТБ 24 рассчитывает на прирост кредитного портфеля по малому бизнесу в 2016 году до 15%, на прирост клиентской базы — до 16,5%, сообщил вице-президент, заместитель директора департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 Спартак Солонин.

Малый бизнес всегда имел и имеет потребность в кредитных средствах, поэтому кредиты являются одним из основных продуктов банка при построении модели работы с сегментом МСБ. Рост клиентской базы реален, и банк нацелен на это. Привлекательность этого сегмента обусловлена его гибкостью и мобильностью, которая позволяет малому бизнесу быстрее реагировать на рыночные изменения, а также высокой оборачиваемостью капитала и доходностью, — пояснил он.

Увеличить клиентскую базу ВТБ 24 планирует и за счет развития пакетных предложений, расширения функционала системы дистанционного обслуживания, расширения перечня небанковских сервисов, проведения акций.

 

Альфа-Банк сообщил, что сохранит высокие темпы прироста по клиентской базе в 2016 году, но конкретных цифр в банке пока не называют. Главную ставку там делают на привлечение клиентов путем проведения бизнес-конференций и семинаров в регионах и Москве.

Конференций Клуба клиентов Альфа Банка и семинаров пройдет в полтора раза больше, чем в 2015 году, когда их посетили свыше 3,5 тысячи предпринимателей, — заявил руководитель блока массового бизнеса Альфа-Банка Денис Осин.

По словам руководителя департамента, исполнительного директора по малому и среднему бизнесу банка «Уралсиб» Константина Петрова, кредитная организация как универсальный банк заинтересована в работе с сегментом МСБ и будет предлагать широкий спектр продуктов, развивать онлайн-сервисы.

 

Промсвязьбанк в начале 2015 года замедлил кредитование малого бизнеса и занимался реструктуризацией существующей задолженности. Доля потенциальных клиентов программ в банке сократилась. Как сообщил вице-президент — управляющий директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов, в 2015 году уровень кредитования этого сегмента в финансовом учреждении снизился на 40%. Банк не ожидает серьезного роста портфелей в 2016 году и сосредоточил свои усилия на удаленном обслуживании и снижении уровня просроченной задолженности.

 

Сегодня кредитование МСБ, как и другие банковские сегменты, переживает не лучшие времена, признает Тихонов.

Кредитные портфели банков начали сокращаться в 2014 году, падение продолжается до сих пор. Однако мы по-прежнему считаем этот бизнес привлекательным. Анализ текущих дефолтов позволяет нам корректировать действующие риск-правила и продолжать финансировать малый бизнес, повышая качество портфелей вновь выданных кредитов, — комментирует Тихонов.

Он подчеркивает, что без кредитования невозможно построить успешный банковский бизнес на рынке МСБ, поэтому банки, в частности Промсвязьбанк, намерены зарабатывать во всех направлениях — как расчетном, так и кредитном.

 

Но кредитование остается якорным продуктом для финансового учреждения.

Возможность получить кредит в банке значительно влияет на фактор выбора банка и срок жизни клиента в нем. Малый и средний бизнес, выбирая банк для обслуживания, всегда рассчитывает на кредитную поддержку, если не прямо сейчас, то в ближайшей перспективе, — говорит Тихонов.

Он напоминает, что, по данным Индекса Опоры RSBI (ежеквартальное исследование самочувствия малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка и «Опоры России». — Прим. ред.), в конце 2015 года лишь 12% опрошенных предпринимателей сегмента МСБ были готовы расширять бизнес за счет своей прибыли. Взять кредиты в IV квартале 2015 года смогли лишь 10% компаний МСБ, причем более половины из них испытывали сложности с их получением. При этом потребность в кредитах сохраняется на уровне более 20%.

 

Роста не ждите

 

Бизнес столкнулся с дефицитом банковских услуг. Даже те кредиты, которые предлагаются, для малого бизнеса продолжают оставаться недоступными, указывают аналитики.

Кредиты слишком дороги, так как сам банк включает в ставку по кредиту вероятные риски, сопряженные с экономической ситуацией в стране. Уже год малые предприятия предпочитают работать «на свои», в крайнем случае прибегают к региональным программам поддержки. За кредитами обращаются в последнюю очередь, — уверяет старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

По ее прогнозам, как минимум два следующих квартала ситуация останется статичной. При этом спрос на кредиты активизируется, когда сами банки начнут активно работать с подобными заемщиками, предлагая им лояльные и индивидуальные условия.

Оживление интереса малого бизнеса к кредитным продуктам и другим банковским услугам произойдет только в одном случае: если плата за пользование финансовыми средствами и прочими механизмами снизится вдвое, — полагает она.

В то же время малый и средний бизнес продолжит переходить на обслуживание в крупные банки, преимущественно с государственным участием. Этому способствует зачистка банковского сектора от средних и мелких банков, отмечает доцент кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Лазарь Бадалов.

Благодаря этому крупные банки имеют возможность даже в условиях кризиса наращивать клиентскую базу. Получается, что даже при снижении спроса на банковские услуги из-за кризиса в экономике крупные банки все равно увеличивают свои кредитные портфели и клиентскую базу, — указывает Бадалов.

Впрочем, добавляет он, говорить о существенном притоке клиентов в кризис не приходится даже госбанкам.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Банки.ру