Курсы валют
USD 62,9497 −0,2899
EUR 73,3112 −0,4135
USD 62,8 400 −0,0200
EUR 73, 5175 0,0225
USD 62,85 25 −0,0041
EUR 73,48 58 −0,0033
покупка продажа
02.07 — 09.07
62,0000
71,0000
BRENT 74,38 0,01
Золото 1267,12 0,09
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Торговые сети перестают сдерживать рост цен
Торговые сети перестают сдерживать рост цен

Торговые сети перестают сдерживать рост цен

Источник: Ведомости |

Российские розничные продавцы готовятся к новому ускорению роста цен, показал обзор тенденций в розничной торговле Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Оценки экспертов ВШЭ основаны на результатах опросов около 4000 руководителей торговых организаций из 82 субъектов России, проводимых ежеквартально Росстатом.

 

Опрос предпринимателей в январе - марте 2016 г. привел экспертов ВШЭ к выводу: в условиях девальвации рубля и ужесточения денежно-кредитной политики бизнесмены не сумели ни стабилизировать рост цен, ни удержать их уровень.

 

Если в прошлом году продавцы пытались в «ручном режиме» регулировать цены, то в этом году этот подход, «похоже, себя исчерпал», говорится в исследовании ВШЭ. Данные опросов на протяжении года не фиксировали роста текущей и ожидаемой инфляционной составляющей.

 

Но по итогам I квартала 2016 г. все большая часть продавцов констатируют: инфляция начинает ускоряться сейчас и продолжит разгон в ближайшем будущем. «О повышении цен реализации сообщили уже 55% респондентов против 49% в IV квартале 2015 г.», - подсчитали экономисты. На II квартал 2016 г. уже 50% руководителей розничных компаний заявили о готовящемся новом инфляционном витке. Баланс ожиданий показателя «цена реализации» увеличился с +41 до +48% (то есть выросло число респондентов, ожидающих роста показателя).

 

Официальная статистика пока не фиксировала ускорения инфляции. По данным Росстата, с 15 по 21 марта 2016 г. потребительские цены в России выросли на 0,1%, с начала марта - на 0,4%, с начала года - на 2,0%. Это медленнее, чем рост цен год назад: в марте 2015 г. инфляция составляла за месяц 1,2%, с начала года - 107,4%.

 

Экономисты ВШЭ оговариваются, что пока трудно однозначно сказать, почему прервался антиинфляционный настрой предпринимателей. Это может быть связано с попытками руководителей торговых компаний за счет роста цен сохранить рентабельность при том, что товарооборот падает, а период после Нового года - традиционно не самый удачный для них. Но также это может быть и действительно началом нового ценового ралли, говорится в обзоре ВШЭ.

 

«Скорее всего, это первый сценарий», - предполагают экономисты. Сейчас нет «убедительных макроэкономических причин» для более активного роста цен на продовольственные и тем более непродовольственные товары, поясняют они.

 

«Период борьбы за покупателя, когда ритейлеры использовали разнообразные инструменты для сдерживания цен и привлечения клиентов, позади», - считает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ Георгий Остапкович (его слова приводятся в обзоре). Руководителей розничных сетей уже не особо заботит реакция потребителя на ценовые изменения, констатировал он: «Особенно если данный рост цен вызван не личной прихотью, а ростом цен в новых прайс-листах со стороны поставщиков товаров».

 

В первую очередь это относится к малой и частично средней продовольственной торговле, поясняет Остапкович: такие компании, как правило, работают с товарами повседневного спроса и ориентированы на низко- и среднедоходное население. «Крупный торговый бизнес (сетевики) имеют больший простор для маневров. В конце концов потерю маржинальности на товары социальной значимости они могут «отбить» на товарах премиум-класса, которые практически не входят в постоянную продовольственную корзину потребления низкодоходного населения», - рассуждает Остапкович.

 

 

Таким образом, результаты обзора ВШЭ касаются ситуации в большей части российской розницы - на крупнейшие федеральные сети приходится лишь 28% российской торговли продовольственными товарами на начало 2016 г. (данные Euromonitor и годового отчета X5 Retail Group). Еще 38% - это региональная торговля современных форматов (дискаунтеры, супермаркеты и т. п.), остальные 34% - это традиционная торговля.

 

Крупнейшие ритейлеры действительно активно инвестируют в промоакции и скидки. Второй по обороту ритейлер в России - X5 (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») - отмечает в годовом отчете, что он наращивает количество промопредложений и расширяет ассортимент товаров по минимальным ценам. Это связано с тем, что покупатели активно ищут скидки, сокращают объемы потребления товаров, говорится в отчете.

 

У другого крупного ритейлера «Лента» из-за «инвестиций в цену» (то есть снижения цен на полке для привлечения потребителей) и других промоакций, направленных на поддержание покупательского спроса, валовая рентабельность по итогам 2015 г. немного сократилась - на 0,2 процентных пункта до 22,3%, говорится в сообщении компании.

 

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ведомости