Курсы валют
USD 59,1446 0,3076
EUR 69,4653 0,1671
USD 58, 8575 0,0700
EUR 69, 2675 0,1525
USD 58, 8511 0,0686
EUR 69, 2482 0,1311
USD 58,8000 59,0200
EUR 69,2200 69,4200
покупка продажа
58,8000 59,0200
69,2200 69,4200
18.12 — 25.12
60,0000
70,4500
BRENT 63,05 −0,25
Золото 1245,29 −0,04
ММВБ 2131,04 0,05
Главная Новости На авиарынке ужесточился естественный отбор
На авиарынке ужесточился естественный отбор

На авиарынке ужесточился естественный отбор

Источник: Ъ-Газета |

Спад авиаперевозок приводит к тому, что в отрасли усиливаются тенденции к концентрации рынка. В первом квартале этого года удельный вес первой пятерки игроков составил почти 70%, а доля 15 крупнейших компаний превысила 90%. Эксперты полагают, что в этой ситуации ряду авиакомпаний, чтобы выжить, придется искать свои высокомаржинальные ниши, в противном случае неизбежен уход с рынка ряда перевозчиков.

 

 

Вчера Росавиация представила результаты работы 35 крупнейших авиакомпаний РФ с января по март. По итогам квартала совокупный объем перевозок пассажиров сократился на 2,8% до 16,5 млн человек. В марте показатель также уменьшился на 2,7% — до 5,8 млн пассажиров.

 

В кризис сильнее всего спрос по-прежнему снижается на международных направлениях, здесь в марте было обслужено на 21,4% пассажиров меньше, чем в начале 2015 года,— чуть более 2 млн человек (падение за квартал — 22,5%). Объем перевозок в страны СНГ упал на 17,7% до 471,1 тыс. человек, а в дальнее зарубежье — на 22,5% до 1,5 млн человек. Внутренние перевозки за квартал выросли на 12,5% до 10,7 млн человек, но этот рост уже не компенсирует падения международных направлений. Компании при этом увеличили коэффициент занятости пассажирских кресел по всем направлениям: в марте показатель увеличился на 2,9 процентных пункта (п. п.), достигнув 77,9%, а за три месяца — на 1,1 п. п.

 

По итогам квартала на рынке начала прослеживается тенденция к концентрации бизнеса. Так, доля первой пятерки игроков ("Аэрофлот", S7, "ЮТэйр", "Уральские авиалинии", "Победа") в перевозках пассажиров выросла с 54,9% до 69%, а удельный вес 15 крупнейших российских авиакомпаний за первые три месяца увеличился с 77% до 90,8%. В пятерке крупнейших авиакомпаний заметнее всего объем пассажиропотока нарастила S7 (без учета "Глобуса") — почти на 26% до 1,9 млн пассажиров. Показатели "ЮТэйр" и "Уральских авиалиний" практически идентичны: 1,2 млн и 1 млн пассажиров при росте на 17,9% и 17% соответственно. Пассажиропоток "Аэрофлота" в первом квартале вырос на 13,9%, составив 6,2 млн человек, его дочерний лоукостер "Победа" нарастил долю в 2,5 раза до 950 тыс. пассажиров. Но "Донавиа" и "Россия" (также входят в группу "Аэрофлот") объемы сократили — на 35,8% и 21,2% соответственно. Положительную динамику показали еще 16 авиакомпаний, в том числе "Глобус", Azur Air, Red Wings, "Аврора", "Таймыр", "Роял Флайт", "Ангара", "Алроса". Спад Росавиация зафиксировала, например, у "Якутии", "Руслайна", Саратовских авиалиний, "Газпром авиа", "Ижавиа", "Ираэро", "ВИМ-Авиа".

 

 

Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", говорит, что рост компании соответствует прогнозам и ситуации в отрасли. Кроме того, растет транзит: в 2015 году доля транзитных пассажиров на рейсах "Аэрофлота" выросла с 39,2% до 44,2%. В S7 рост объясняют открытием новых рейсов и увеличением частоты полетов более чем на 40 направлениях. В компании также считают, что свой вклад внесли новые дешевые тарифы, не включающие дополнительные услуги, и ожидают сохранения роста по итогам года. Источник "Ъ" в одной из региональных авиакомпаний полагает, что многие сократили свой пассажиропоток, выведя часть парка в зимнем сезоне, но не исключает, что к лету объемы восстановятся. Но он замечает, что лидерам удалось нарастить объемы перевозок и в низкий сезон — в том числе за счет ухода "Трансаэро" с рынка.

 

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что для многих компаний выходом из сложной ситуации будет поиск высокомаржинальных ниш с низкой конкуренцией. На фоне сокращения провозных емкостей после ухода "Трансаэро" летний сезон, скорее всего, получится пережить, добавляет эксперт, но в осенне-зимний период расстановка сил на рынке может измениться: при продолжении концентрации некоторым компаниям, возможно, придется уйти с рынка.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета