Курсы валют
USD 57,5706 0,2985
EUR 67,9333 0,5756
USD 57,5 775 0,0250
EUR 68,0 975 0,0150
USD 57,5 943 0,0091
EUR 68, 1061 0,0253
USD 57,5500 57,6500
EUR 67,9600 68,0800
покупка продажа
57,5500 57,6500
67,9600 68,0800
23.10 — 30.10
58,7000
70,1500
BRENT 57,56 0,16
Золото 1286,72 0,16
ММВБ 2079,85 0,01
Главная Новости Аналитика Что за душой у богачей: откровения частного банкира
Что за душой у богачей: откровения частного банкира

Что за душой у богачей: откровения частного банкира

Источник: Forbes.ru |

Дмитрий Брейтенбихер - старший вице-президент Банка ВТБ - руководитель Private Banking

 

Есть такое достаточно известное и достаточно спорное выражение Цицерона – «Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни». Тем не менее этот тезис попадает в плоскость шаблонных рекламных картинок private banking с непременными яхтами и обилием лепнины и золота в интерьерах. Своего рода клише маркетинговой беспомощности. Поэтому эта колонка не о привычках и не об образе жизни, а, скорее, об отношениях — к деньгам, к бизнесу, к окружающим (семье, друзьям, партнерам, подчиненным) и к ответственности за все вышеперечисленное.

 

Отношение к деньгам

 

Не в прикладном смысле — «тратить» или «экономить» — здесь как раз отношения могут быть диаметрально противоположные. От широкого и размашистого до крайне щепетильного, даже к мелочам. Я помню, как-то в самом начале моей карьеры в РВ один очень крупный клиент потерял в Америке карты, за исключением рублевой. Он так переживал из-за курса конвертации, что в течение двух дней (пока мы организовали перевыпуск и доставку карт в США) после каждой транзакции перезванивал мне и спрашивал, по какому курсу произошла конверсия. Учитывая разницу во времени, особой радости мне эти ночные звонки не доставляли. Помню, мне тогда пришла в голову мысль, что, вероятно, из-за этой своей скрупулезности он и богатый.

 

Позже я понял, что в основе лежит более глубокая мысль по отношению состоятельных людей к деньгам и она отнюдь не в экономии или рациональном использовании. На одной «экономии» состояния не построишь.

 

Глобально всех этих людей объединяет отношение к тем деньгам, которые инвестированы в бизнес. Они как-то проще и осознаннее относятся к возможности потерять эти деньги. После принятого решения начинается работа над максимизацией отдачи от этих инвестиций, которая полностью заслоняет собой боязнь их потери.

 

В этом, пожалуй, общая предпринимательская черта, которая по сути противоречит даже самой человеческой природе. Научно установленный факт, что ощущение потери некоторой суммы в два раза сильнее радости ее же приобретения. Поэтому мы генетически склонны уклоняться от рисков сильнее, чем того требует анализ и здравый смысл. Возможно, это характерно только для российских предпринимателей, которые создавали свои состояния в 1990-е и 2000-е годы и преодолели целый ряд кризисных явлений в нашей экономике. Это во многом способствовало формированию некоторого иммунитета к страху перед возможными потерями и постоянную готовность к преодолению неожиданных препятствий.

 

Помню, во время «очередного» кризиса, аналитики по традиции публиковали упаднические обзоры один хуже другого и рисовали апокалиптические сценарии нашего будущего. Я поинтересовался у одного из клиентов, что он об этом думает. Он ответил: «Ну и хорошо». И процитировал Лермонтова: «Так жизнь скучна, когда боренья нет».

 

То есть в российских предпринимателях уже сформировалась привычка воспринимать перемены и даже кризис не как «удар злой судьбы», а как «возможность», и включать механизмы поиска альтернативных решений.

 

Наткнувшись на очень созвучную мысль у Роберта Кийосаки в книге «Бедный папа — богатый папа», я отбросил национальную причину формирования отношения к деньгам в сторону:

За всю жизнь я ни разу не встречал ни одного богатого человека, который никогда не терял денег. Впрочем, я знаю большое количество бедных людей, не потерявших ни цента.

Пожалуй, именно это отношение к деньгам и объединяет всех состоятельных людей. Они понимают, что инвестируют время и деньги в бизнес, покупают активы и осознают риски возможных потерь. Более того, успешные состоятельные люди всегда в состоянии вовремя признать ошибку и зафиксировать эти потери. Они не попадают в известные когнитивные ловушки — когда после принятого решения любая доступная информация интерпретируется в пользу своей точки зрения (эвристика подтверждения), а противоположная информация игнорируется, чтобы оправдать сделанные инвестиции (эвристика эскалации участия), и даже увеличивается объем этих инвестиций, кратно повышая риски. Я бы дополнил сказанное Кийосаки, что не встречал ни одного человека, сколотившего себе состояние на процентах по депозиту.

 

Отношение к бизнесу

 

Большая часть российских клиентов private banking сами создавали свой бизнес, преодолевая страх и непонимание, через ошибки и препятствия. Они не просто инвестировали в свой бизнес деньги, они вкладывали в него всего себя. Отсюда и отношение к собственному бизнесу как к живому существу. Предвкушая возможный скепсис от «патетики» приведенного сравнения, скажу, что проводимые параллели между бизнесом и живым организмом вполне уместны. У любого бизнеса также есть свой жизненный цикл. Он зарождается с маленькой идеи, с мечты. Потом развивается и растет благодаря терпению и настойчивости своего основателя. Бизнес может быть разрушен из-за ошибок руководства или общей экономической ситуации. А может наступить и естественное «старение», и закат компании. Как правило, это происходит потому, что идея, которая лежала в основании этого бизнеса, себя исчерпала.

 

Но в бизнесе есть возможность этого избежать: необходимо предложить новую идею или радикально изменить старую. Еще Рокфеллер отмечал: «Не бойтесь отказываться от хорошего в пользу лучшего». А сейчас, когда скорость изменений крайне высока, для сохранения и развития бизнеса эти обновления необходимо делать чаще, опережая общие рыночные изменения. Так как обычно к тому времени, как необходимость перемен становится очевидной, меняться уже поздно. А чтобы начать меняться раньше, нужна смелость. Это как раз то общее и главное для предпринимателей качество, которого я касался в «отношениях» к деньгам. Для нашего общества качество редкое. Многие лишь вечно жалуются — то не так, это не то, здесь мне не дали, тут обидели. В результате пассивность и какое-то детское ожидание, что за тебя кто-то что-то сделает, обстоятельства удачно сложатся, а мне лучше еще подождать. И они ждут, ждут... Но только, как удачно сравнил Брайан Трейси, — они ждут на автобусной остановке на другой стороне улицы и автобусы сюда не ходят. Любой человек в каждый момент жизни совершает выбор: кем ему быть, каким ему быть, с кем ему быть? Именно «быть». Опуская оценку и анализ возможностей и всего пространства выбора, именно готовность к такому решительному выбору и к ответственности за свой выбор — ключевое общее качество бизнесмена, предпринимателя в России. Любой выбор несет в себе риск, и большинство предпочитает довольствоваться малым. Но такие постоянные внутренние компромиссы заканчиваются атрофией желаний и какой-либо мотивации для развития. Раневская в своих воспоминаниях об этом очень точно говорила:

В большинстве случаев люди сами себе устраивают проблемы, ведь никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать ненужные вещи.

Предприниматель же, наоборот, в течение жизни накапливает опыт рискованных решений, поэтому и в 60, и в 70 лет готов к изменениям, развитию и к обучению. Один мой клиент мне недавно сказал:

Сейчас зарабатывать можно, только если ты продолжаешь учиться. Как только перестаешь учиться — начинаешь стареть, не важно 20 тебе лет или 70.

Хотя Жванецкий как-то иронизировал на тему, что «с возрастом желание заработать переходит в желание сэкономить», мне кажется, это не про российских предпринимателей. Я сталкиваюсь с этим ежедневно. Российские клиенты private banking — это не рантье в классическом понимании. Это — авторы, проектировщики и создатели собственных компаний. Они не мыслят шаблонами в собственном бизнесе и не будут готовы воспринимать такое отношение со стороны банка. Если клиентский менеджер зашорен в рамках забитых в его сознание стандартных скриптов, он никогда не станет восприниматься клиентом как личный банкир, как финансовый советник, как партнер. Вне зависимости от возраста — это люди творческие. Например, два года назад мы сопровождали сделку по продаже строительного бизнеса одного клиента. Ему тогда было 83 года, и мы полагали, что полученные средства будут его неким пенсионным фондом с депозитным, облигационным консервативным содержанием. А недавно он пригласил меня на открытие своего завода с новыми линиями оборудования и совершенно другой отраслевой направленности. Поэтому корреляция с возрастом, на мой взгляд, сомнительна.

 

Недавно был на праздновании 60-летия у клиента. После очередного тоста с пожеланиями «еще 100 лет жизни» он сказал: «Большое спасибо, но формулируйте корректнее — вопрос не в том, «сколько вы хотите прожить», а в том, «как вы хотите прожить»!

 

Это короткое замечание может служить квинтэссенцией вышесказанного.

 

Именно отношение к бизнесу как к постоянно изменяемому и улучшаемому продукту собственного творчества лежит в основе самореализации и является одним из важных факторов качественного наполнения жизни состоятельного человека.

 

Отношение к окружающим

 

Общий знаменатель в отношениях состоятельных людей с окружающими — это требовательность. Общая черта успешных бизнесменов, предпринимателей и топ-менеджеров крупных компаний — предъявление радикально более высоких требований к себе, чем к другим. Это лидеры, новаторы по своей натуре, и они сами находятся в центре созданной ими системы. На этом фоне семья — неважно, первая вторая или пятая — представляет для состоятельных людей отдельную и особую ценность. Поэтому, рассматривая эту тему с позиции частного банкира, можно сказать, именно здесь находится ключ к наибольшей лояльности клиента. Но при этом именно в плоскости обслуживания семьи находится настоящее «минное» поле для частного банкира. Например, недавно к нам в банк перевел все свои средства крупный клиент, кроме того, он перевел счета всей своей семьи, а также обороты по всем своим компаниям и даже зарплатный проект своих сотрудников. Оказалось, что причина в том, что его бывший персональный менеджер забыла оплатить налог за одну из машин его супруги. В результате ее остановили на паспортном контроле в Шереметьево. В вопросах семьи для клиентов мелочей нет. Потому что это не просто оплата налога за машину — это платеж за машину ЕГО жены, это не просто перевод средств в школу — это за обучение ЕГО сына, не просто покупка страховки — это страховка ЕГО дома, где живет ЕГО семья.

 

Дети — это самая трепетная тема для всех людей. Состоятельные люди добавляют к общей повестке любви и внимания еще и вопрос наследования. Один клиент, рассуждая на эту тему при составлении плана и структуры наследования, сказал мне:

Мне хочется дать им необходимые условия и образование для старта. Чтобы они нашли достойное место в экономике XXI века. Большую часть того, что я делаю, я делаю для них. Хотя от своего отца получил в наследство лишь богатую пищу для размышлений. Что тоже в принципе неплохо.

Я наблюдал разные стили руководства и как следствие отношения к подчиненным. Пожалуй, имеет смысл отметить, что  раньше превалировал подход прямого «администрирования» деятельности подчиненных, когда руководитель воспринимал подчиненного с точки зрения «функции» и занимался исключительно «процессами». Соответственно, и сотрудники редко воспринимали такого руководителя как «безусловного гения», вызывая тем самым ответную реакцию.

 

Сейчас больших результатов добиваются лидеры. Это перекликается с тем, что я отмечал, рассуждая об отношениях к деньгам и к бизнесу. Лидерам не нравится эффект колеи и узкое пространство для выбора, они постоянно ищут новые решения старых вопросов и способны увлечь своих сотрудников и партнеров.

 

Кстати, отношения с партнерами — очень тонкая тема. Практически каждый предприниматель с этим сталкивался. Мне нравится высказывание Рокфеллера на эту тему: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе». Практически все знают, что начинать бизнес с друзьями — это высокий риск их потерять. Но каждый раз люди упорно считают — это точно не может произойти со мной. Что может быть крепче нашей дружбы? И каждый раз ошибаются, увеличивая статистику прописных истин.

 

Безусловно, есть редкие исключения из любого правила. И ключевая особенность этих исключений и сохранения дружеских отношений с партнером по бизнесу на долгие годы — прояснение ожиданий и закрепление ответственности в самом начале вплоть до подписания документов, каким бы мелким для нашей ментальности это не казалось. Но ничто так не портит отношения, как обманутые ожидания. Конечно, детализация и документирование всего «на берегу» — это не панацея от возможности испорченных отношений. Это требует определенных усилий с обеих сторон — всегда проще избегать острых углов и надеяться, что все как-нибудь само решиться, чем погрузиться в детали и открыто обсуждать друг с другом возможные последствия того или иного решения и инвестиций. Фраза «я думал» сейчас и «я думал» потом, когда в бизнес уже будут инвестированы деньги, время и силы, имеет совершенно разные весовые категории и последствия.

 

Так и в отношениях клиента с банкиром — нет ничего хуже обманутых ожиданий: все мои менеджеры четко знают, что только проясненные ожидания могут стать основой долгосрочных отношений с клиентом.

 

В бизнесе все правила определены и зоны ответственности поделены изначально. Поэтому и почва для возникновения дружеских отношений уже есть.

 

Справедливости ради нужно отметить, что из-за очевидности конфликтов с партнерами, перестающими быть друзьями, многие относятся к этому философски. На днях один из клиентов, комментируя свое расхождение с многолетним партнером и теперь уже бывшим товарищем, сказал:

Даже в команде у Иисуса Христа, которую он сам же и набирал, один ему не поверил, другой от него отрекся, а третий вообще предал. Чего же ты хочешь от меня?

В нашем обществе понимание ответственности очень размыто. Более того, подавляющее большинство людей воспринимают ответственность как наказание за что-то. То есть в обычном понимании ответственность возникает только тогда, когда что-то пошло не так. Отсюда и штампы — «под вашу ответственность», «привлечь к уголовной ответственности», и так далее.

Бизнесмены и предприниматели ставят задачу под другим углом — не в контексте ответственности за отсутствие результата, а в понимании ответственности за его достижение. На базе ответственности формируются главные качества бизнесмена. Можно сказать, что ответственность — это своего рода цена, которую предприниматель или топ-менеджер платит за свою успешность и состоятельность.

 

В заключении хочу сказать, что данный материал основан на личных наблюдениях автора и не претендует на лавры глубокого психологического анализа, а носит скорее описательный и повествовательный характер. Отдельно хочу отметить, что за время написания данной колонки ни один состоятельный человек не пострадал.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru