Курсы валют
USD 57,5660 −0,0867
EUR 68,5553 −0,5184
USD 57,7025 0,0000
EUR 68,3 500 −0,0275
USD 57, 7036 0,0160
EUR 68,3 431 −0,0161
USD 57,9000 57,7000
EUR 68,6000 68,5000
покупка продажа
57,9000 57,7000
68,6000 68,5000
02.10 — 09.10
59,0000
70,0000
BRENT 58,45 0,33
Золото 1309,81 −0,01
ММВБ 2069,11 0,09
Главная Новости Аналитика Бензиновая стабильность
Бензиновая стабильность

Бензиновая стабильность

Источник: Ведомости |

В апреле вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, увеличившие акцизы на автомобильное топливо. Ставка акциза на бензин 5-го класса выросла с 7530 до 10 130 руб. за 1 т, а на дизель – с 4150 до 5293 руб. за 1 т. Первоначально пойти на эту меру правительство заставил кризис региональных дорожных фондов, которые формируются за счет акцизов: в прошлом году на их дофинансирование ушло 239,7 млрд руб., выделенных из бюджетов 65 субъектов Федерации (данные Минфина).

 

 

В правительстве рассчитывают, что рост акцизов приведет к увеличению поступлений на 89,3 млрд руб. Однако лишь часть из этих средств достанется регионам: в апреле Дума приняла в первом чтении законопроект, по которому с мая 77% акцизных сборов будет поступать в бюджеты субъектов РФ, а 23% – в федеральную казну. Направить часть сборов от акцизов на бензин в федеральный бюджет правительство было вынуждено из-за спада его доходов, которые в январе – марте 2016 г. сократились на 15% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г.

 

Каким бы ни был фискальный эффект от этих мер, они уже обернулись для производителей бензина усилением налоговой нагрузки, причем вторым по счету за нынешний год – с 1 января акциз на бензин «Евро-5» увеличился с 5530 до 7530 руб. за 1 т, а на дизельное топливо – с 3450 до 4150 руб. за 1 т. Это наверняка станет предлогом для повышения расценок со стороны нефтяников, которые увязывают удорожание бензина с высокой долей налогов в его стоимости – по расчетам Российского топливного союза, она составляет 60,2%.

 

Представители отрасли часто ссылаются на США, где доля налогов в стоимости бензина якобы ниже, чем в России: так, по оценке Национальной ассоциации автозаправочных станций США (NACS), она составляет лишь 11%. Однако нужно учитывать, что этот показатель отображает лишь налоги на реализацию бензина и не включает в себя роялти на нефть, добытую за рубежом и импортированную в США, а также налоги на прибыль американских добывающих компаний – они отнесены на счет сырья (нефти), доля которого в цене топлива составляет 66%.

 

 

Если в стоимости сырой нефти выделять налоги на добычу, то в цене бензина доля налогов, взимаемых разными государствами на всех этапах производственной цепочки, будет в США примерно такой же, как и в России. Поэтому правомерно ожидать снижения расценок на бензин вслед за падением цен на нефть, как это было в Штатах в ходе недавнего кризиса: между началом июля и концом декабря 2008 г. стоимость барреля Brent опустилась с $143,9 до $33,7, при этом цена на 1 л бензина Midgrade, по данным Агентства энергетической информации США, за тот же срок снизилась с $1,10 до $0,46. В России же цены на Аи-95, являющийся аналогом Midgrade, в то время оставались почти неизменными, колеблясь в диапазоне 21–22 руб. за 1 л (данные Росстата).

 

Ту же самую картину можно было наблюдать и в ходе недавнего падения цен на нефть. Между августом 2014 г. и февралем 2015 г. цена барреля Brent снизилась с $106,1 до $54,8, стоимость 1 л Midgrade за тот же период упала с $0,99 до $0,62. В России же Аи-95 вырос в цене с 34,4 до 35,1 руб. за 1 л. Это говорит о том, что на отечественный рынок бензина сильное воздействие оказывают факторы, слабо связанные с динамикой нефтяных цен. В частности, олигополизм в сегментах добычи и переработки нефти, а также розничного сбыта нефтепродуктов.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости