Курсы валют
USD 58,2242 0,0952
EUR 69,2635 −0,5029
USD 57,8500 0,0000
EUR 6 8,9950 −0,0375
USD 57, 8546 −0,0930
EUR 69, 0225 −0,1973
USD 58,0000 57,9900
EUR 69,1000 69,3300
покупка продажа
58,0000 57,9900
69,1000 69,3300
25.09 — 02.10
58,0000
69,5000
BRENT 56,34 −0,02
Золото 1292,78 −0,03
ММВБ 2060,24 −0,14
Главная Новости Пенсии Бюджетники остались с чем были
Рост зарплат по майским указам не смог обогнать инфляцию

Рост зарплат по майским указам не смог обогнать инфляцию

Источник: Ъ-Online |
Зарплаты бюджетников, несмотря на доплаты в рамках исполнения изданных ровно четыре года назад майских указов, по своей покупательной способности остались на уровне 2012 года.
Рост зарплат по майским указам не смог обогнать инфляцию
Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ

Такой вывод следует из докладов Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений, подготовленных по заказу Минтруда. Эксперты отмечают, что зарплаты врачей и учителей активнее росли в регионах с дефицитными бюджетами, где такое повышение зарплат в большей степени «спонсировалось» федеральным бюджетом.

 

Доклады Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений (есть у “Ъ”) подготовлены по заказу Минтруда и описывают ситуацию с зарплатами в целом в экономике начиная с 2000 годов. Рассматриваются, в частности, промежуточные итоги исполнения изданных четыре года майских указов — в части повышения зарплат бюджетникам. Напомним, 7 мая 2012 года, в день вступления в должность президента, Владимир Путин подписал 11 указов, которыми обозначил задачи государства в социальной сфере.

 

 

На основе майских указов правительству были даны 218 поручений. Одно из них предписывало довести к 2018 году зарплаты врачей и учителей до размера двукратной средней зарплаты в регионе. В докладах экспертов указывается, что в 2012 году разрыв между средней зарплатой этих категорий бюджетников и работников частного сектора составлял 30–40%. Посчитано, что в результате исполнения указов зарплата врачей и учителей заметно выросла — по итогам 2015 года у врачей в номинальном выражении она составила 156% от средней в экономике, у учителей — 106%. Согласно Росстату, в прошлом году средняя зарплата врачей составила 48 тыс. руб. в месяц, учителей — 32,6 тыс. руб. Однако, следует из докладов, все повышение в итоге было съедено инфляцией. Динамика прироста реальных зарплат демонстрирует, что в бюджетном секторе в целом покупательная способность по итогам 2015 года снизилась до уровня начала 2012 года.

 

Как указано еще в одном исследовании «Где бюджетному жить хорошо?», подготовленном сотрудником Центра трудовых исследований ВШЭ Анной Шаруниной, относительная недоплата бюджетникам в сравнении с работниками небюджетного сектора с аналогичными обязанностями, продолжает составлять в среднем 24–27% практически во всех регионах (за исключением отдельных республик Северного Кавказа, где этот разрыв меньше). При этом в экономически сильных регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, бюджетникам парадоксальным образом платят относительно хуже, чем в других субъектах РФ. Регионы с дефицитными бюджетами, наоборот, подняли зарплаты бюджетникам значительнее — обращаясь за целевыми трансфертами к федеральному центру.

 

 

При этом если в регионе велика концентрация потребителей услуг бюджетного сектора — граждан старшего и младшего возраста,— то разрыв в оплате между бюджетниками и частниками возрастал. Младшие и старшие демографические группы, отмечает госпожа Шарунина, предъявляют повышенный спрос на образование и медицину, но пи этом как неработающие не платят налога с дохода физических лиц. Эта ситуация увеличивает финансовую нагрузку на бюджеты таких регионов.

 

Неравномерным повышение бюджетных зарплат оказалось и с точки зрения квалификации работников. В 2000-е годы максимальную разницу в оплате имели наиболее квалифицированные работники, а те, кто обладал низкими профессиональными навыками, получали в частном и бюджетом секторах примерно одинаковую зарплату. В результате исполнения майских указов разрыв для квалифицированных специалистов снизился, но для низкоквалифицированных вырос. Таким образом, указы 2012 года, хотя и сократили различие в оплате сопоставимых специалистов в двух секторах, также вызвали перераспределение средств внутри бюджетной сферы, увеличив более высокие зарплаты за счет сокращения более низких, отмечается в работе ВШЭ.

 

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Пенсии, Новости
Еще от Ъ-Online