Курсы валют
USD 57,6527 −0,5715
EUR 69,0737 −0,1898
USD 57, 5000 −0,1225
EUR 68, 6600 −0,1475
USD 57, 6136 0,0618
EUR 68,8 112 −0,0579
USD 57,5000 57,7400
EUR 68,9100 69,0400
покупка продажа
57,5000 57,7400
68,9100 69,0400
25.09 — 02.10
57,7000
68,9500
BRENT 56,86 −0,07
Золото 1296,78 −0,02
ММВБ 2051,63 0,03
Главная Новости Аналитика Острая экономическая нужда
Острая экономическая нужда

Острая экономическая нужда

Источник: Ведомости |

Неопределенность экономической политики правительства в кризис компенсируется определенностью предложений Минфина по закрытию дефицита бюджета.

 

Мобилизация доходов неизбежна: дефицит бюджетов ближайших трех лет оценивается в 3 трлн руб. Министерством просчитаны варианты, которые дадут бюджету бо́льшую часть, около 2,5 трлн. Самые большие суммы дадут завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, повышение НДПИ для «Газпрома» и дивиденды с госкомпаний, рассчитанные по новой схеме – не 25% от прибыли, а 50%, – все вместе это 570 млрд руб. в 2017 г., 590 млрд руб. в 2018 г. и 791 млрд руб. в 2019 г. Прочие суммы поменьше, исчисляются уже не сотнями, а десятками млрд, а источники менее очевидны: НДС на интернет-торговлю, индексация акциза на сигареты, введение акциза на сладкие напитки в размере 5 руб. с литра. Один только этот налог на вредность газировки, по расчетам Минфина, может приносить в бюджет 25–28 млрд руб. ежегодно.

 

Ни газ, ни газировка проблемы дефицита полностью не решают – остается дыра примерно в 1 трлн руб., и именно способы закрытия этой дыры звучат политически наиболее вызывающе. Невзирая на неоднократное обещание Владимира Путина не повышать налоги до 2018 г. и требование «больше к этому вопросу не возвращаться», Минфин предлагает все-таки посмотреть на то, сколько может принести в бюджет повышение налога на прибыль, на имущество организаций, НДС и НДФЛ, а также страховые взносы. Суммы соблазнительные: один дополнительный процентный пункт НДС, например, даст 220 млрд руб., НДФЛ – 210 млрд.

 

Правительство гневно отвергает эти предложения. По крайней мере пока.

 

Вариант сокращения расходов Минфином фактически не рассматривается, поскольку они на ближайшие три года зафиксированы на уровне 2016 г. Это принципиальное решение не отменяет тем не менее возможности дискуссии о потенциале сокращений или хотя бы ревизии неэффективных расходов, о которой говорила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. В одном только бюджете-2015 аудиторы нашли таких расходов на 440 млрд руб.

 

Однако разговор о сокращении расходов упирается в священных коров бюджета – оборонные расходы и социальные обязательства, и если по второму пункту резать практически некуда (хотя могут ведь и найти куда), то по части оборонки дискуссии нет просто потому, что ее не может быть в условиях политической мобилизации.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости