Курсы валют
USD 63,2746 0,3740
EUR 73,4808 0,3463
USD 63, 6900 −0,0550
EUR 74,00 00 −0,0050
USD 63, 7773 0,1205
EUR 7 4,0131 0,1661
USD 63,4000 63,5000
EUR 73,9000 73,8500
покупка продажа
63,4000 63,5000
73,9000 73,8500
23.07 — 30.07
63,5000
73,7000
BRENT 72,62 −0,08
Золото 1220,11 0,10
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика В булочную на такси
В булочную на такси

В булочную на такси

Источник: Ведомости |

Экономика большинства новых технологичных индустрий подчиняется закону Мура – закону экспоненциального падения себестоимости. Стоимость компьютеров, солнечных панелей, расшифровки генома и многих других технологий упала в сотни раз за последние несколько десятков лет. Экономика устоявшихся индустрий, напротив, практически не меняется.

 

Автомобильная индустрия считается примером такой устоявшейся индустрии. Все, что удается производителям, – это сокращать расход топлива на километр на 1–2% в год, что только подчеркивает контраст со знаменитым «удвоением производительности каждые два года». Тем не менее сегодня автомобильная индустрия стоит на пороге перемен, обещающих многократное уменьшение стоимости частных автомобильных перевозок.

 

Сейчас для частной поездки у пассажира есть две опции: приобрести собственный автомобиль или пользоваться услугами такси. Проблема с первой опцией заключается в том, что типичный частный автомобиль простаивает более 90% времени, что существенно повышает эффективную стоимость поездки для владельца. Сервис такси решает проблему неэффективной утилизации за счет практически непрерывного использования автопарка, но создает новые затраты на оплату услуг нанятого водителя. В зависимости от длины и частоты поездок с экономической точки зрения для пассажира оказывается предпочтительным либо собственный автомобиль, либо такси, но в обоих случаях эффективная стоимость поездки включает в себя неизбежные дополнительные затраты – либо высокую стоимость простоя, либо стоимость нанятого водителя.

 

Попыткой избавиться сразу от двух проблем являются каршеринговые сервисы – сети автомобилей, доступных для аренды без водителя. Такие машины бо́льшую часть времени находятся в эксплуатации, что решает проблему неэффективного простоя частного автомобиля, а пассажиру-водителю не нужно платить за наемного водителя. Стоимость таких сервисов отражает как первое, так и второе. Если такси экономического класса в Москве стоит порядка 15–18 руб. в минуту, то стоимость машины без водителя может составлять 7 руб. в минуту. Однако невозможность гарантировать наличие автомобиля ровно в необходимом месте (например, у ворот дачи, чтобы отвезти вас обратно в город) накладывает естественные ограничения на востребованность таких сервисов, которые скорее дополняют частный автомобиль или такси, нежели замещают их.

 

Другим способом избавиться одновременно и от высокой стоимости простоя, и от стоимости нанятого водителя являются попытки создать самоуправляемые автомобили. Если это и звучит как описание отдаленного будущего, то фактически это будущее наступает уже сейчас. 25 августа компания nuTonomy запустила в тестовом режиме сервис автономного такси в Сингапуре. В водительском кресле пока сидит человек (для подстраховки), а в салоне находится инженер (для тестирования), но очевидно, что технология находится в завершающей стадии разработки.

 

Ожидается, что в самом ближайшем будущем Uber приступит к тестированию автономного сервиса такси в Питсбурге. На автомобилях Tesla уже несколько месяцев работает автопилот – помощник водителя, а создание полностью автономного автомобиля является центральным элементом недавно обновленной стратегии компании. Созданием своих версий технологии занимаются Google, Apple, Baidu, General Motors и некоторые другие разработчики.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости