Курсы валют
USD 58,4622 −0,5439
EUR 69,1783 −0,2247
USD 58, 5575 0,1075
EUR 69, 3500 0,1100
USD 58, 5946 0,1984
EUR 69, 3660 0,1651
USD 58,5600 58,7400
EUR 69,3300 69,5600
покупка продажа
58,5600 58,7400
69,3300 69,5600
27.11 — 04.12
59,6000
70,2000
BRENT 63,49 0,05
Золото 1291,10 0,03
ММВБ 2150,67 0,10
Главная Новости Аналитика В булочную на такси
В булочную на такси

В булочную на такси

Источник: Ведомости |

Экономика большинства новых технологичных индустрий подчиняется закону Мура – закону экспоненциального падения себестоимости. Стоимость компьютеров, солнечных панелей, расшифровки генома и многих других технологий упала в сотни раз за последние несколько десятков лет. Экономика устоявшихся индустрий, напротив, практически не меняется.

 

Автомобильная индустрия считается примером такой устоявшейся индустрии. Все, что удается производителям, – это сокращать расход топлива на километр на 1–2% в год, что только подчеркивает контраст со знаменитым «удвоением производительности каждые два года». Тем не менее сегодня автомобильная индустрия стоит на пороге перемен, обещающих многократное уменьшение стоимости частных автомобильных перевозок.

 

Сейчас для частной поездки у пассажира есть две опции: приобрести собственный автомобиль или пользоваться услугами такси. Проблема с первой опцией заключается в том, что типичный частный автомобиль простаивает более 90% времени, что существенно повышает эффективную стоимость поездки для владельца. Сервис такси решает проблему неэффективной утилизации за счет практически непрерывного использования автопарка, но создает новые затраты на оплату услуг нанятого водителя. В зависимости от длины и частоты поездок с экономической точки зрения для пассажира оказывается предпочтительным либо собственный автомобиль, либо такси, но в обоих случаях эффективная стоимость поездки включает в себя неизбежные дополнительные затраты – либо высокую стоимость простоя, либо стоимость нанятого водителя.

 

Попыткой избавиться сразу от двух проблем являются каршеринговые сервисы – сети автомобилей, доступных для аренды без водителя. Такие машины бо́льшую часть времени находятся в эксплуатации, что решает проблему неэффективного простоя частного автомобиля, а пассажиру-водителю не нужно платить за наемного водителя. Стоимость таких сервисов отражает как первое, так и второе. Если такси экономического класса в Москве стоит порядка 15–18 руб. в минуту, то стоимость машины без водителя может составлять 7 руб. в минуту. Однако невозможность гарантировать наличие автомобиля ровно в необходимом месте (например, у ворот дачи, чтобы отвезти вас обратно в город) накладывает естественные ограничения на востребованность таких сервисов, которые скорее дополняют частный автомобиль или такси, нежели замещают их.

 

Другим способом избавиться одновременно и от высокой стоимости простоя, и от стоимости нанятого водителя являются попытки создать самоуправляемые автомобили. Если это и звучит как описание отдаленного будущего, то фактически это будущее наступает уже сейчас. 25 августа компания nuTonomy запустила в тестовом режиме сервис автономного такси в Сингапуре. В водительском кресле пока сидит человек (для подстраховки), а в салоне находится инженер (для тестирования), но очевидно, что технология находится в завершающей стадии разработки.

 

Ожидается, что в самом ближайшем будущем Uber приступит к тестированию автономного сервиса такси в Питсбурге. На автомобилях Tesla уже несколько месяцев работает автопилот – помощник водителя, а создание полностью автономного автомобиля является центральным элементом недавно обновленной стратегии компании. Созданием своих версий технологии занимаются Google, Apple, Baidu, General Motors и некоторые другие разработчики.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости