Курсы валют
USD 59,0061 −0,4543
EUR 69,4030 −0,4154
USD 58,4 275 −0,0075
EUR 69,1 500 0,0500
USD 58, 3876 −0,0529
EUR 69,1 419 0,0250
USD 58,4600 58,5800
EUR 69,1600 69,3000
покупка продажа
58,4600 58,5800
69,1600 69,3000
27.11 — 04.12
58,5000
71,0000
BRENT 63,18 0,14
Золото 1289,69 0,03
ММВБ 2149,84 0,11
Главная Новости Инвестиции Куда венчур дует
Инвесторы завалили деньгами финтехстартапы

Инвесторы завалили деньгами финтехстартапы

Источник: Ъ-Деньги |
Рынок венчурных инвестиций в финансовые технологии переживает подъем. Бизнес-ангелы и фонды ставят рекорды по инвестированию в финтехстартапы. Российский проект Webbankir — пример того, почему это направление так привлекает "охотников на единорогов".
Инвесторы завалили деньгами финтехстартапы
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

В первой половине 2016 года в мире уже состоялись 22 мегасделки в финтехсегменте с объемом финансирования более $50 млн каждая. В прошлом году сумма инвестиций в такие стартапы достигла $2,5 млрд в 195 сделках.

 

Финтех — это прежде всего стартапы, которые придумывают новые бизнес-модели на рынке денег. Они создают сервисы, которые оказались крайне востребованы. К этой категории можно отнести агрегаторы предложений по медстраховкам с интеллектуальным поиском лучших условий, сервисы для управления личными финансами и т. д. Например, российская компания Easy Finance помогает организовать свою финансовую жизнь, вести учет расходов и планировать будущее вплоть до выхода на пенсию.

 

Но финтех — это не обязательно новые бизнес-модели. Часто речь идет о том, что клиенты получают такую же услугу, как в традиционной страховой компании или в банке, но быстрее, удобнее и на более выгодных условиях. Это, например, платежные системы (в том числе на основе блокчейн), сервисы микрокредитования, платформы для медстрахования и т. д.

 

Один из таких примеров — Lu.com. Стартап получил самые крупные в этом году инвестиции в сегменте финтех ($1,2 млрд). Это шанхайский проект, раздающий кредиты начинающим предпринимателям, физическим лицам и среднему бизнесу. В России в сфере микрокредитования активно развивается проект Webbankir, предлагающий кредиты от 1 тыс. до 20 тыс. руб. физическим лицам на срок до месяца. Бизнес компании растет на 10% каждый месяц.

 

Webbankir начинал без инвестиций со стороны. Свои деньги вложили его основатели: Андрей Пономарев, Дмитрий Пелевин и их партнер. Позже проект профинансировал фонд Supremum Capital, специализирующийся на финтехе. Сооснователь фонда Илья Беляев долгое время работал в финансовой индустрии, в 2011-м создал свой фонд. Он был вице-президентом в Barclays Capital и JPMorgan, работал в "ВЭБ Капитале".

 

Основатель Webbankir Андрей Пономарев более десяти лет проработал в розничном кредитовании, откуда и почерпнул идеи для будущего стартапа.

 

Идея Webbankir проста — предоставить людям доступ к микрокредитам онлайн и заработать на процентах. Но вокруг денег крутится много мошенников, и риски стать банкротом еще до того, как проект взлетит, весьма реальны. Бороться с ворами можно, если тщательно проверять профиль обратившегося за кредитом. Этим как раз и занимаются банки, используя скоринговые системы, которые высчитывают балл для каждого клиента. Если балл достиг определенного уровня, то кредит можно выдавать.

 

Проблема онлайнового сервиса для кредитования состоит в том, что, как и на сайте знакомств, нельзя быть уверенным, реальный ли человек подал заявку. Первое время идентификация действительно была проблемой для проекта. Мошенники покупали сканы паспортов, виртуальные банковские карты, брали займы и не возвращали их. Доля невозвратов достигала 70-80%.

 

Сегодня процент невозвратов кредитов в Webbankir меньше 15%. Главное ноу-хау компании — ИТ-система собственной разработки, которая анализирует до 800 параметров каждого, кто обратился за кредитом. Среди них — IP-адрес, профили в социальных сетях, социальные связи и даже наиболее часто встречающиеся в постах слова. Весь этот набор данных пропускается через систему анализа, работающую по принципам big data analytics. Она и определяет, какова вероятность того, что запрос пришел от мошенника.

 

Кстати, 90% клиентов приходят к Webbankir повторно. Рекорд поставил один из пользователей, который за четыре года получил и погасил около 100 займов. Среднестатистический пользователь сервиса берет девять займов в год.

 

Сейчас в проекте зарегистрировано 2 млн человек. Из них около 300-400 тыс.— активные пользователи, которые получили онлайн-займов на сумму более 1 млрд руб.

 

Webbankir составляет реальную альтернативу классическим консервативным банкам, которые часто отказывают в кредите и не выдают совсем уж мелкие суммы на короткий срок. Житель небольшого города или деревни может зайти на сайт или скачать мобильное приложение под Android или iOS и получить деньги на карту.

 

Конечно, стоимость этих денег оказывается довольно большой: компания берет от 0,9% в сутки. На маленьких суммах переплата оказывается некритичной для клиентов. Фактически Webbankir берет деньги в кредит у финансовых организаций "оптом" и раздает их "в розницу".

 

Деньги приходят на карту в течение десяти минут, а не через два-три дня, как в обычном банке. Это стало возможным после того, как Webbankir договорился с Visa и первым в России стал отправлять деньги со счета юридического лица компании на карту физического лица, минуя банковские шлюзы.

 

В ближайших планах компании — партнерский сервис онлайн-покупок любых товаров в кредит. Первый партнер — сервис по продаже авиабилетов, чье название пока не разглашается. Webbankir оплатит билет или его часть при условии, что пользователь вскоре вернет кредит с процентами. Эта услуга будет предоставляться на более мягких условиях — ведь при покупке билетов идентификация проводится партнером, пользователь должен ввести свои паспортные данные и не сможет использовать билет, если они не совпадут с реальными.

 

Некоторые эксперты считают, что традиционные банки исчезнут, их заменят интернет-корпорации и нынешние финтехстартапы. Другие уверены, что классическая финансовая индустрия будет дополняться инновационными технологиями, финтехпроекты станут партнерами банков и страховых компаний. Пока развитие идет по второму сценарию.

 

Традиционные банки могут получать дополнительную выгоду от партнерства со стартапами. К примеру, Webbankir готов покупать у банков базу клиентов, которым отказали в кредите из-за низкого скорингового балла. Стартап может позволить себе более высокие риски, чем консервативный классический банк.

 

СВЕТЛАНА РАГИМОВА

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Инвестиции
Еще от Ъ-Деньги