Курсы валют
USD 57,6527 −0,5715
EUR 69,0737 −0,1898
USD 57, 5000 −0,1225
EUR 68, 6600 −0,1475
USD 57, 6136 0,0618
EUR 68,8 112 −0,0579
USD 57,5500 57,7400
EUR 68,9000 69,1000
покупка продажа
57,5500 57,7400
68,9000 69,1000
18.09 — 25.09
57,6500
67,4700
BRENT 56,86 −0,07
Золото 1296,78 −0,02
ММВБ 2051,63 0,03
Главная Новости Аналитика Шестеро смелых
Региональные компании, догнавшие и перегнавшие мейджоров

Региональные компании, догнавшие и перегнавшие мейджоров

Источник: Ъ-Деньги |
Региональный бизнес цветет до тех пор, пока не пришли федеральные игроки и всех не "замочили",— это утверждение, к сожалению, редко оказывается ложным. Тем не менее журнал "Деньги" собрал шесть примеров региональных компаний, которые победили федералов на своей территории, увлеклись борьбой и пошли биться дальше.
Региональные компании, догнавшие и перегнавшие мейджоров
Фото: Иван Буранов, Коммерсантъ

Мария Шер

 

"Милком" vs WBD

 

Крупные федеральные игроки — WBD, Danone и "Юнимилк" — заполонили полки магазинов по всей стране, но Удмуртия на этой карте — исключение. Местный агрохолдинг "КОМОС-Груп", а точнее, его молочное подразделение "Милком" (бренд "Село Зеленое"), сначала победил федералов на своей территории, а теперь наступает им на пятки по всей стране. В рейтинге производителей ультрапастеризованного молока "Милком" сегодня занимает четвертое место.

 

Зеленые бутылочки и пакетики с пасторальными буренками на фоне моды на все натуральное так понравились покупателям, что всего за год бренд заработал агрохолдингу более полумиллиарда рублей, войдя в рейтинг Forbes российских брендов топ-10 как самый удачный коммерческий стартап в российской молочной отрасли.

 

Впрочем, в отличие от обычных стартапов, у "КОМОС-Груп" деньги на разработку и продвижение нового продукта были. Агрохолдинг изначально создавался человеком небедным и влиятельным, гендиректором нефтетрейдинговой компании "Удмуртнефтепродукт" Александром Шутовым. Будущий "КОМОС-Груп" в начале был заявлен как крупнооптовое звено основной компании, а как холдинг начался в 2003 году, с покупки построенного еще при СССР Глазовского комбикормового завода. Предприятие практически не работало, загрузка мощностей не превышала 20%, купленный годом позже свинокомплекс "Кигбаевский" тоже переживал не лучшие времена — проходил процедуру банкротства. Но Шутова, твердо решившего встать на путь аграрного бизнеса, это не смущало — предприниматель продолжил скупать сельскохозяйственные заводы в регионе: "Ижмолоко", "Кезский сырзавод", "Глазов-молоко", "Каракулино-молоко" и "Сарапул-молоко", птицефабрики и комбикормовые предприятия. В 2009-м компания открыла первый филиал в Перми (сейчас у "КОМОС-Груп" также есть представительства в Башкирии и Татарстане), вошла в федеральные розничные сети — Billa, "Седьмой континент", X5 Retail Group.

 

Кризис подкосил было позиции "Милком" — в 2014 году компания показала убыток в 2,2 млн руб. Впрочем, за счет устойчивости всего холдинга (его чистая прибыль даже превысила прошлогодний показатель и составила 81,8 млн) развитие продолжалось: уже в 2015-м году "Милком" запустила новую линию по производству и розливу молока, построила склад хранения упаковки и даже заработала, хоть и немного по прошлым меркам — получила 500 тыс. руб. чистой прибыли.

 

2ГИС vs "Яндекс.Карты"

 

Стать самым популярным навигатором в России с многомиллионной аудиторией — трудно поверить, что это удалось команде айтишников из Новосибирского технического университета, начинавших свой бизнес на чердаке. Именно так, в середине 1990-х, зарождался картографический сервис 2ГИС, которому в нашей стране удалось обойти даже появившиеся десятилетием позже "Яндекс.Карты".

 

Первые годы 2ГИС развивался как электронный справочник по организациям Новосибирска, а затем и других городов.

Мы сперва занимались разработкой ПО для учебных целей, а затем геоинформационными системами по заказам разных предприятий,— рассказывает глава и основной акционер компании Александр Сысоев.

Создав первую электронную карту Новосибирска, разработчики обнаружили огромный спрос и решили развиваться в этом направлении — для начала подключили к ней городской справочник.

Так и название родилось: у нас ведь геоинформационная система, плюс городской информационный справочник — значит, 2ГИС,— говорит Сысоев.

Так продолжалось до 2004 года, когда свой навигатор запустил "Яндекс". Видя перспективы интернет-гиганта, в 2ГИС тоже решили сделать упор на навигацию. Александр Сысоев зарегистрировал юрлицо и распространил сервис на другие города — Омск, Новокузнецк, Барнаул. Сейчас городов присутствия у компании уже 300, и если навигатор "Яндекса" работает только в СНГ, то 2ГИС доступен и в Европе (Италия, Чехия, Кипр), а также в ОАЭ и Чили.

 

Победить мощного конкурента новосибирцам удалось благодаря более подробной проработке продукта: 2ГИС показывает все, включая поэтажную схему зданий, предоставляет опцию навигатора в метро.

Наши сотрудники каждый день связываются с организациями, уточняют актуальность контактной информации, выверяют территории городов, добавляя на карту новые объекты,— уверяет глава сервиса.

Как и "Яндекс.Карты", монетизацию 2ГИС выстроили за счет рекламы. В 2015 года 2ГИС продал рекламы на 4,3 млрд руб. (годом раньше было на 200 млн меньше), а это 4% всего рынка интернет-рекламы.

 

Аудитория всех версий 2ГИС сегодня составляет порядка 30 млн пользователей в месяц (у "Яндекс.Карт", по данным исследования TNS в этом июне, только 22 млн), компания заняла 19-е место в рейтинге топ-20 самых дорогих компаний рунета по версии Forbes, издание оценило ее приблизительно в $150 млн.

 

Znak.com vs "Коммерсантъ"

 

Рынок екатеринбургских СМИ в принципе уникальный: здесь много сильных игроков, позиции федеральных изданий слабее, чем где-либо еще. Самые известные — издания, которыми владела и владеет журналистка Аксана Панова. Принадлежащее ей ныне СМИ — интернет-газета Znak.com, за четыре года существования стала не только безусловным лидером в родной Свердловской области, но и 12-м в рейтинге топ-30 самых цитируемых интернет-СМИ портала "Медиалогия" за прошлый год. Издание обогнало сайты таких крупных федералов, как НТВ (23-е место), "Российская газета" (20-е), "Коммерсантъ" (19-е).

Вдохновившись примерами американской прессы вроде The Boston Globe или Chicago Tribune, региональных изданий, которые котируются на уровне общенациональных СМИ, мы изначально планировали сделать медиа, голос которого слышно и в других субъектах, и в столице,— говорит заместитель шеф-редактора сайта Дмитрий Колезев.

Аксана Панова с 2000 года работала в проекте Фонда эффективной политики "Страна.Ru". На тот момент ФЭП был главным кремлевским "интеллектуальным центром", а "Страна.Ru" — попыткой создать портал для региональных элит, который транслировал бы точку зрения Кремля. Аксане досталось уральское бюро, перед которым стояла непростая задача: создать единое информационное пространство в шести регионах — Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областях, а также ХМАО и ЯНАО. После "Страны" Панова в 2006 году создала собственный медиапроект Ura.ru, который унаследовал упомянутые регионы. Газета Ura.ru публиковала много нелицеприятных для местной власти статей, и в 2011-м Панову, как она утверждала, вынудили продать ресурс некой австрийской компании, бенефициарами которой были местные бизнесмены, близкие к губернатору. За этим последовало увольнение Аксаны Пановой и всей ее команды из Ura.ru, суды, где Панову обвиняли в выводе средств из предприятия, а следом — создание нового СМИ.

За пакет Аксана получила около $5 млн, и часть этой суммы помогла нам выжить первые полтора-два года. Потом появились рекламные деньги, сейчас издание окупает себя и приносит небольшую прибыль. Поскольку мы выработали собственный стиль, были активны в интернете, читать нас стали почти сразу, конфликт отчасти сыграл на руку, мы были у всех на слуху,— вспоминает Колезев.

В этом августе аудитория издания превысила 3,1 млн человек, и останавливаться уральские журналисты не собираются.

 

"Петрович" vs Leroy Merlin

 

Обои и ковролин, цемент и ламинат — товаров для ремонта жители городов-миллионников последние десять лет покупают в крупных строительных магазинах не меньше, чем на строительных рынках. Первая тройка по объемам продаж неизменна: Leroy Merlin, OBI, Castorama. Но с недавних пор нарисовался четвертый лидер — петербургский строительный торговый дом "Петрович". В рейтинге "DIY Retail Russia TOP" этот ритейлер выбился на четвертое место по объемам выручки среди строительных магазинов страны два года назад и теперь намерен двигаться дальше.

В определенный момент мы поняли, что в Петербурге практически каждый профессиональный строитель знает "Петровича", здесь нам расти уже некуда, выход на федеральный уровень неизбежен,— рассказывает владелец сети Евгений Мовчан.— В прошлом году Москву покорили, так что самое страшное позади.

По словам основателя бизнеса, в 2015 году выручка "Петровича" выросла до 25 млрд руб., в этом планируется рост еще на 20%.

 

История будущего лидера рынка начиналась скромно. В середине нулевых Евгений Мовчан торговал цементом. Постепенно предприниматель обзаводился активами — у него появилось с десяток торговых баз, а также начал производить кое-что для строек: арматурную сетку, железобетонные кольца, фрагментированный песок и пр. До конца 2004 года компания "Петрович" торговала в основном оптом, а потом провела эксперимент — выставила товары со склада в торговый зал. С этого момента пошел быстрый рост: компания вышла в Тверскую, Новгородскую область, открыла 16 торговых точек, металлобазу и пять производственных площадок.

 

В прошлом году "Петрович" добрался до Москвы, а в этом открыл в столице уже вторую строительно-торговую базу.

Многие предрекали нам неудачу, говорили, что столичный рынок имеет свою специфику, отличную от Санкт-Петербурга. В первую очередь настораживала популярность строительных рынков, которых в Москве более сорока". Сейчас планируем открывать свои базы в других городах-миллионниках,— делится планами Евгений Мовчан.

В борьбе за клиентов компания не скупится на инновации: в московских магазинах, например, покупатели ходят по залу с выданными планшетами, сканируют штрихкоды нужного товара и после кассы просто получают со склада покупки по списку. К весне "Петрович" обещает сделать приложение, с которым можно будет делать все то же самое с любого смартфона и по всей сети "Петрович".

 

Melon Fashion Group vs Incity

 

В Санкт-Петербурге началась история еще одного локального бренда, снискавшего федеральную славу,— сети женской одежды Melon Fashion Group. В самой компании скромно называют себя прямым наследником построенной еще в царские времена школы рукоделия в Адмиралтейском районе, на базе которой в 1926-м открыли швейную фабрику "Первомайская". На самом деле фабрика была нынешними владельцами (их состав до конца не ясен — в основном это некие офшоры, часть акций принадлежит шведскому инвестфонду East Capital Explorer) просто приватизирована в 1990-е, а деятельность ее кардинально изменилась: вместо формы и плащ-палаток для военнослужащих стали шить легкие платья для дам под брендом Zarina.

 

Первые шведские инвесторы появились у фабрики в 1996 году — это была компания Kurt Kellermann, в честь такого события фабрика начала продавать одежду под маркой Kellermann. Увеличивался регион присутствия — на московский рынок предприятие вышло еще на стыке 1990-х и 2000-х, а к 2005 году, когда из фабричного ЗАО была образована Melon Fashion Group и оба бренда — Zarina и Kellermann — вошли туда в качестве дочерних структур, в фирменной сети было 74 магазина по всей стране. Melon Fashion запустила еще два бренда — молодежный Befree и премиум Love Republic, а отшивать одежду стала главным образом в Китае, Индии и Бангладеш. Уже тогда российский масс-маркет ритейл был представлен преимущественно западными игроками, такими как Inditex, H&M, BSM Group. Тем не менее свою нишу Melon Fashion Group во второй половине 2000-х нашла, доходы группы стабильно росли, ширилась сеть торговых точек. В 2013-м, получив чистую прибыль в 450 млн руб., она наконец обошла давнишнего конкурента — бренд Incity под управлением московского ОАО "Модный континент" (заработал 316 млн руб.) и практически сравнялась с одним из лидеров рынка, кипрской BNS Group, в которую, в частности, входят бренды Calvin Klein, Topshop, Michael Kors (в России чистая прибыль составила 466 млн руб.).

 

Скачок валютного курса в 2014 году чуть не свел на нет успехи предыдущих лет --Melon Fashion Group закончила год с чистым убытком в 735 млн руб. (впрочем, у конкурентов дела были немногим лучше). Но уже на следующий год группа компенсировала потери, получив рекордную чистую прибыль — почти 1,2 млрд руб., и в дальнейшем намерена использовать больше российских тканей. Другие крупные игроки, как российские, так и международные, идут за ней со значительным отрывом: BNS Group закончила прошлый год с прибылью в 190 млн руб., один из лидеров российского масс-маркета — компания Sela, получила в 10 раз меньше — 19,7 млн, а Incity от кризиса так и не отошла, ее чистый убыток составил 538 млн руб.

 

Drom vs Avito

 

Федеральный лидер на рынке онлайн-продаж подержанных машин, безусловно, сайт Avito. Но это только на европейской территории — за Уралом на этом рынке безраздельно властвует сайт drom.ru.

 

Создатель ресурса, житель Владивостока Алексей Фищенко первую версию сайта делал буквально на коленке.

У нас тут, как известно, большой спрос на подержанные автомобили из Японии. Мы сделали простейшую доску объявлений и каталог с техническими характеристиками автомобилей. Качеством особо не заморачивались — все равно конкурентов не было,— рассказывает предприниматель.

Фищенко не ошибся, и прибыль от рекламы пошла рекой. Посещаемость drom.ru росла, и помимо праворульных машин на сайте стали появляться леворульные — их продавали главным образом в центральные и западные регионы, хотя они и считалось уже вотчиной auto.ru. Соперничество между двумя сайтами продолжалось не один год, противоборствующим сторонам удалось проникнуть на территории друг друга — Drom, к примеру, появился на рынках Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Но тут появился новый игрок — крупнейшая доска объявлений Avito, где в 2012 году запустили раздел "Авто".

Новые игроки пришли с огромными инвестициями и бюджетами на рекламу, а мы раскручивались во многом благодаря сарафанному радио. И тем не менее наши пользователи остались с нами,— радуется Алексей Фищенко.

На самом деле предприниматель несколько приукрашивает действительность. Из-за своей огромной популярности в рунете, а также благодаря деньгам акционера, шведского холдинга "КЕХ еКоммерц", Avito скоро стал теснить Drom. Позиции последнего ослабли не только в европейской части, но и в Кургане, Кемерово, Челябинске, ряде других городов за Уралом. Avito обошел конкурента по количеству актуальных объявлений на сайте — 660 тыс. против полумиллиона у Drom. Вернуть лидерство Алексей Фищенко рассчитывает в том числе за счет маркетинга:

На днях запускаем проект "Сделка на миллион" — в течение месяца каждый день сайт будет из базы объявлений выкупать один автомобиль за 1 млн руб., дадим рекламу по федеральному ТВ. Плюс расширяем сеть независимых диагностических центров Drom Assist, в которых оценивают техническое состояние машины перед покупкой или продажей.

К тому же основного своего конкурента Drom уже победил: с прошлого года auto.ru отстает и по количеству объявлений (330 тыс.), и по суточной аудитории — 1,5 млн пользователей против 2 млн.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Ъ-Деньги