Курсы валют
USD 57,6527 −0,5715
EUR 69,0737 −0,1898
USD 57,6225 0,0000
EUR 68,8 500 0,0425
USD 57, 6136 0,0618
EUR 68,8 112 −0,0579
USD 57,6500 57,7400
EUR 69,0000 69,1500
покупка продажа
57,6500 57,7400
69,0000 69,1500
18.09 — 25.09
56,8700
68,5200
BRENT 56,79 0,02
Золото 1296,95 0,00
ММВБ 2051,63 0,03
Главная Новости Аналитика Стратегия «Умелые руки»
Стратегия «Умелые руки»

Стратегия «Умелые руки»

Источник: Ведомости |

Попыток написать стратегию развития России с горизонтом 10 и более лет было как минимум несколько, предпринимаются они и сейчас. Тем более что в 2014 г. появилась под это законодательная база – закон о стратегическом планировании. Однако у всех этих стратегий и их проектов есть, на мой взгляд, один базовый дефект: очень большое значение придается угадыванию чисто экономических трендов. Но мир для этого меняется слишком быстро. Есть целый ряд факторов, например в сфере геополитики и технологического развития, которые предсказать невозможно, а значит, у нас просто нет достаточной информации для построения долгосрочных прогнозов.

 

Поэтому, возможно, при разработке стратегий нужно сместить акценты.

Величайшая надежда нации заключается в достойном воспитании юношества, – написал в XVI в. Эразм Роттердамский.

Может быть, и нам в XXI в. надо больше думать о новом поколении и вкладываться в него? Ведь именно нынешние подростки будут определять реальную экономику в том будущем, о котором сейчас рассуждают солидные эксперты. И есть ощущение, что куда более правильно подготовить этих детей к жизни в постоянно меняющемся мире и к реагированию на его вызовы, чем пытаться представить цену на нефть через 10 лет.

 

Подсчитать ROI (return on investment) от вложений в образование, конечно, весьма проблематично, но коэффициент точно будет больше 100%. Это такие безусловные инвестиции, которые способны укрепить Россию как раз на дальнем горизонте, куда сейчас взгляд проникнуть не может.

 

Кстати, в основе Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума помимо макроэкономической стабильности еще 11 контрольных показателей. Среди них – здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка труда, инновационный потенциал, уровень технологического развития. Россия в этом рейтинге растет, но медленно (в этом году поднялась с 45-го на 43-е место).

 

Еще больший акцент на необходимости инвестиций в человека делает Индекс развития человеческого капитала ООН. В нем анализируется уровень образования и занятости для разных возрастных групп. Наша страна в последнем рейтинге опустилась на две позиции, став 28-й, при том что пару лет назад мы совершили рывок аж с 50-го места. Вроде тревожиться не о чем, но получается, что мы не только динамику уже не можем показать, но даже и позиции удержать.

 

По качеству начального образования мы 50-е. Еще хуже – 74-е место – дела обстоят с качеством образовательной системы для возрастной группы от 15 до 24 лет. Причем это опросный показатель. Глав крупных компаний спросили:

Насколько хорошо образовательная система реагирует на запросы конкурентоспособной экономики?

Вот они и ответили. Ну и чтобы завершить тему с немногочисленными международными исследованиями в этой области – 117-е место по параметру «Легкость поиска квалифицированных специалистов» в возрастной группе 25–54 (самой продуктивной, с точки зрения работодателей). Считайте, что это почти ноль.

 

О качестве школьного и высшего образования написано много. О профессиональной подготовке – тоже. А вот о роли дополнительного образования в формировании у нового поколения, если так можно выразиться, «сверхспособностей» для будущего, есть что сказать.

 

Еще немного цифр. В России, по данным Росстата на начало года, почти 24 млн детей от 0 до 14 лет. Из них больше 60% – школьного возраста. Сегодня, по информации Минобрнауки, в России программами научно-технического творчества охвачено не более 4% школьников. По итогам опроса АСИ, более 70% родителей считают уровень сегодняшнего технического оснащения учреждений дополнительного образования не соответствующим требованиям времени.

 

Стоит ли удивляться, что на инженерные и естественнонаучные специальности в вузах конкурс ниже, чем на экономфак или юрфак? Мы же не сделали ничего, чтобы пробудить интерес к познанию новых миров и строительству космических кораблей, конструированию роботов и беспилотных летательных аппаратов, изучению работы мозга, генов и предотвращению заболеваний. К тому, что уже сейчас приходит в нашу жизнь и точно будет ее неотъемлемой частью в будущем. Спасибо некоторым продвинутым родителям, хотя бы осознавшим пользу «Майн­крафта».

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Читать наВедомости
Рубрики
Аналитика
Еще от Ведомости