Курсы валют
USD 62,2556 −0,0378
EUR 72,7955 0,3296
USD 62, 2325 0,0525
EUR 72,89 50 0,0050
USD 62,2 350 0,0329
EUR 72, 9130 0,0380
USD 62,2900 62,4500
EUR 72,9200 73,1000
покупка продажа
62,2900 62,4500
72,9200 73,1000
16.07 — 23.07
63,0800
73,8200
BRENT 73,24 −1,11
Золото 1244,00 −0,01
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика Успехи в сфере трампономики
Какой может стать экономика США при новом президенте

Какой может стать экономика США при новом президенте

Источник: Ъ-Газета |
Президентская предвыборная программа Дональда Трампа была противоречивой — в ней есть несколько приоритетов, которые будут трактоваться и реализовываться президентской администрацией, в том числе по советам мало известного в России вице-президента США бывшего губернатора Индианы Майка Пенса.
Какой может стать экономика США при новом президенте
Фото: Андрей Бородулин / Коммерсантъ

"Трампономика" в том виде, в котором она представляется сейчас, будет снижением корпоративных налогов, ростом инвестиций в образование, отказом от борьбы с климатическими изменениями, более активной политикой в торговых переговорах.

 

Как и во многих аспектах президентской кампании 2016 года, говорить об "экономической программе" избранного республиканского президента США практически невозможно: она состоит в основном из ярких лозунгов, во многом "расцвеченных" оппонирующей демократической стороной. В то же время реализовываться эти лозунги будут в другом контексте. Новая администрация США будет формироваться до конца 2016 года, причем одним из ключевых игроков в ней будет вице-президент США Майк Пенс, самый высокопоставленный политик-республиканец в команде господина Трампа, имеющий опыт работы в госэкономике. Ради вице-президентской кампании господин Пенс отказался переизбираться на пост губернатора Индианы, 8 октября выборы уверенно выиграл его преемник вице-губернатор Эрик Холкомб. Майк Пенс, поддерживающий движение "Чайная партия", с точки зрения экономполитики оппозиционер стандартному "республиканскому" курсу, и "трактовка" лозунгов президента Трампа может производиться на базе опыта Индианы.

 

Наиболее проблемной для курса США в экономике в программе господина Трампа является его критика Транстихоокеанского партнерства, Всемирной торговой организации и системы Международного валютного фонда и Всемирного банка. Впрочем, считать новую администрацию оппонентом ТТП, ВТО и МВФ-ВБ нельзя — скорее, представители окружения президента Трампа являются сторонниками более активного и агрессивного участия США в мировой торговле, риторика "протекционизма" в двусторонних соглашениях США скорее предвыборная. Майк Пенс, например, являлся в 2014 году активным сторонником ТТП (а ранее — блока NAFTA и центральноамериканского торгового соглашения США CAFTA), причем в 2007-2008 годах выступал против секторальных компенсаций по программе TAA компаниям и их сотрудникам, "пострадавшим" от экономической глобализации.

 

Позиция по торговым отношениям США и КНР — наиболее неопределенная часть будущей повестки президентства Трампа. С одной стороны, "протекционизм" президента Трампа в основном строился на лозунге "возврата промышленности в США", который реализовывался и Бараком Обамой и прямо не ассоциировался с интересами ВПК. С другой стороны, республиканский подход к торговле с КНР всегда был прагматичным. При этом столь же неопределенны и будущие торговые отношения США со странами Персидского залива: они исторически строились частью республиканской элиты США, оппонировавшей Трампу.

 

С большой вероятностью и Трамп, и Пенс сохранят программы федеральных "инфраструктурных инвестиций" (программа "earmarks"), которая де-факто субсидирует местные компании. С большой вероятностью президентская администрация будет инвестировать в дорожное строительство и реконструкцию железных дорог. Еще один предсказуемый момент — поддержка традиционной энергетики в США, в частности угольной: команда Трампа открыто сомневается в "глобальном потеплении" и готова быстро свернуть финансирование программ "альтернативной энергетики". Вообще, значительная часть "новой экономики" в США под угрозой. Ее косвенная зависимость от скрытых госсубсидий велика, пик потерь от структурных сдвигов, видимо, может прийтись на 2018-2019 годы вне зависимости от масштаба реальных изменений — она во многом монетизирует ожидания. Приоритетом господдержки команды Трампа в США обещает быть образование, но не соцобеспечение и не здравоохранение, где в разное время члены команды предлагали ограничение госмандата на расходы и частичную приватизацию системы.

 

Сочетание малоэффективных "инфраструктурных инвестиций" и будущий спад темпов роста "новой экономики" в 2017-2019 годах может негативно повлиять на темпы роста ВВП в США, а следовательно — и роста Китая, и всего мира. В противовес этому команда Трампа может выдвинуть только сокращение госрасходов, снижение активности США в мониторинге налогообложения (FATCA) — и снижение корпоративных и личных налогов, которое сделало Майка Пенса популярным политиком, а Индиану вторым по легкости налогового бремени штатом в США. Но такие меры могут дать эффект лишь через два-три года, тогда как депрессия в "новой экономике" может наступить быстрее.

 

Впрочем, команда может попытаться пойти и значительно дальше. Так, для нее характерно скептическое отношение к нынешнему устройству финрынков, популярна идея отказа от "двойного мандата" ФРС США (прекращение борьбы за рост занятости при сохранении цели стабильности цен). В разное время ее представители обсуждали вопросы изменения роли золота в мировых финансах и даже плоской шкалы подоходного налога в США. Неудача проектов президента Трампа, отметим, угрожает рынкам больше, чем их успех, она определит вхождение мировой экономики в "новую нормальность" с нулевым экономическим ростом и ростом ВВП Китая на уровне 2-4% в год.

 

Дмитрий Бутрин

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Ъ-Газета