Курсы валют
USD 59,1446 0,3076
EUR 69,4653 0,1671
USD 58,6 125 0,0125
EUR 69,28 50 0,0050
USD 58, 8302 0,0477
EUR 69,1 860 0,0689
USD 58,8000 59,0200
EUR 69,2200 69,4200
покупка продажа
58,8000 59,0200
69,2200 69,4200
18.12 — 25.12
59,1700
69,4800
BRENT 62,53 −0,10
Золото 1255,24 −0,10
ММВБ 2131,04 0,05
Главная Новости Аналитика «Россиянозамещение»: как Турция развивает халяльный туризм
«Россиянозамещение»: как Турция развивает халяльный туризм

«Россиянозамещение»: как Турция развивает халяльный туризм

Источник: Forbes.ru |
После того, как российским туристам запретили ездить в Турцию, а европейцы сами перестали из-за терактов, там начали продвигать туризм в соответствии с нормами ислама/
«Россиянозамещение»: как Турция развивает халяльный туризм
Фото: REUTERS / Murad Sezer

Пустые пляжи с опрокинутыми лежаками, бродячие собаки и кошки, слоняющиеся на пляжах в поиске еды и человеческого внимания, печальные турецкие аниматоры, задумчиво смотрящие вдаль и медленно потягивающие чай, при этом, видимо, вспоминая прошлое лето, когда жизнь кипела 24 часа нон-стоп и веселые туристы оставляли щедрые чаевые…

 

Это вовсе не кадры из кино, а картина, которую время от времени нам показывали российские федеральные каналы, напоминая, как страдают турки без российских туристов. В сюжете еще всегда появлялся какой-нибудь владелец небольшого отеля, который с грустью констатировал, что мол бизнес летит, семья живет впроголодь, а негодяй Эрдоган не хочет мириться с Россией.

 

Несмотря на всю гиперболизацию, присущую российскому телевидению, доля правды все-таки присутствовала в этих сюжетах. 2016 год стал настоящим испытанием для туристической отрасли Турции. Причин несколько. Во-первых, это сокращение количества туристов из России из-за экономических санкций, введенных после того, как Турция сбила российский истребитель в ноябре прошлого года. Во-вторых, это отказ европейских туристов посещать турецкие курорты из-за возросшей террористической активности в стране – с июня 2015 года Турция стала периодически подвергаться нападениям террористов из Рабочей партии Курдистана (из-за срыва мирного урегулирования курдского вопроса в Турции) и организации «Исламское государство» (запрещена в РФ), находящейся в соседний Сирии и Ираке.

 

Туризм является важной частью национальной экономики Турции. По данным за 2015 год, 67% ВВП приходилось на сферу услуг, значительную часть которой формирует туристическая отрасль. Начиная с 2003 года количество туристов, приезжающих в Турцию, постоянно росло. В 2015 году страну посетило рекордное количество туристов —  41 617 530 человек. Власти Турции ставили задачу добиться увеличения количества туристов до 50 млн. к 2023 году – столетию Турецкой Республики.

 

Однако на успешных показателях 2015 года рост туристов закончился. Хотя на данный момент данные о количестве туристов, посетивших Турцию в 2016 году, все еще не опубликованы, тем не менее, основываясь на данных по периоду с января по сентябрь 2016 года, можно сделать вывод, что туристическая отрасль страны переживает далеко не лучшие времена. По данным Союза туристических агентств Турции (TÜRSAB), в период с января по сентябрь 2016 году страну посетили 20 млн. туристов, тогда как в 2015 году – этот показатель за аналогичный период составил 29 млн. человек, а в 2014 году – 30 млн. человек. 

 

Что касается российских туристов, то среди них произошел как раз наибольший спад – более, чем на 83%. В 2016 году Турцию посетили всего 0,5 млн. россиян. Для сравнения в 2015 году этот показатель составил 3,3 млн. человек, а в 2014 году 4,1 млн. человек.

 

Спад российских туристов негативно повлиял на ситуацию с трудоустройством. Многие знакомые турки, изучающие русский язык, и русские, проживающие в Турции и долгое время работающие в туристической отрасли, с грустью отмечали, что работы нет, знание русского языка никому не надо и вообще нужно теперь переквалифицироваться и начать учить арабский язык или персидский.  В отличие от европейцев, опасающихся терактов и внутриполитической нестабильности в стране, и россиян, которым сверху запретили отдыхать в Турции, туристы из арабских стран и Ирана в 2016 году отдали свое предпочтение турецким курортам.  Союз туристических агентств Турции (TÜRSAB) отмечает, что за январь-сентябрь 2016 года количество туристов из Саудовской Аравии выросло на 11% по сравнению с прошлогодними показателями за аналогичный период. Количество иранцев не выросло, но и не сократилось, остановившись на отметке в 1,3 млн. человек.

 

Уловив новый тренд, сложившийся из-за политической обстановки, турецкий бизнес стал активнее развивать так называемый халяльный туризм, предполагающий организацию отдыха в соответствии с нормами Ислама – халяльное питание, раздельные пляжи для мужчин и женщин, запрет алкоголя в отелях и т.п. Согласно данным, предоставленным Forbes Союзом туристических агентств Турции (TÜRSAB), в 2014 году количество халяльных отелей равнялось 152, в 2015 году их количество увеличилось на 8. Общих по стране данных за 2016 год пока еще нет, однако, как отмечает турецкая служба BBC, только в Анталии в 2016 году были открыты (или, точнее сказать, переделаны в «халяль») пять новых отелей.

 

Халяльный туризм — не новое явление в туристической отрасли Турции.

 

В 2012 году Турция присоединилась к протоколу по стандартизации халяльного туризма и даже объявила о своем намерении стать лидером этой отрасли. Стоит отметить, что ей это прекрасно удалось – на данный момент на ряду с Индонезией, Малайзией и ОАЭ, Турция успешно развивает халяльный туризм. 

 

В начале ноября в Стамбуле прошла международная ярмарка MÜSİAD EXPO, на которой представители турецкой туристической отрасли обсуждали пути развития халяльного туризма в стране. Эксперты отметили успехи Турции на этом направлении и ее потенциал как страны, которая может стать лидером в сфере халяльного туризма. Представители турецкой туристической отрасли согласились, что необходимо увеличивать количество объектов инфраструктуры для халяльного туризма. По их подсчетам, к 2023 году треть доходов от туризма в стране будет приходится на «халяльное» направление.  

 

Уже сейчас многие отели «все включено», рассчитанные, как правило, на российскую аудиторию, стали переделываться под «халяль». Однозначно сказать, что новый тренд – развитие халяльного туризма — обусловлен исключительно курсом на «россиянозамещение» или ухудшением отношений Турции со странами Запада и как следствие ее переориентацией на Ближний Восток, нельзя. Безусловно, все выше перечисленные факторы нельзя исключать, и они влияют на развитие туристической отрасли Турции. Особенно такая тенденция, как исламизация страны. Но все же для турецких бизнесменов халяльный туризм — это еще и выгодное направление.

 

Как прогнозируют эксперты, рынок халяльного туризма будет развиваться быстрыми темпами. Ожидается, что к 2020 году туристов, отдающих предпочтение халяльному туризму, будет свыше 168 млн. Для них понадобится особая инфраструктура, питание, специально обученный персонал и т.п. Турция с ее культурно-религиозными особенностями, «особым положением между западной и восточной цивилизациями» и подходящим климатом вполне может стать лидером развивающейся отрасли. Однако это не означает, что традиционные и всеми любимые отели «все включено» исчезнут. Как сказали Forbes в Союзе туристических агентств Турции (TÜRSAB), «для нас важны все направления туризма, «халяльный туризм» — лишь одно из них. Это, конечно, очень важное направление, но мы планируем развивать и другие – открывать новые отели, улучшать сферу услуг, оптимизировать ценовую политику. Российские, как и другие иностранные туристы, очень важны для нас». 

 

Екатерина Чулковская, востоковед-тюрколог, редактор Russia Beyond The Headlines

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru