Курсы валют
USD 61,6659 0,2569
EUR 72,1183 0,1101
USD 62,2 875 0,0225
EUR 72,5 925 0,0200
USD 62, 2956 0,1644
EUR 72, 6415 0,1551
USD 62,0200 61,8500
EUR 72,5600 72,8000
покупка продажа
62,0200 61,8500
72,5600 72,8000
28.05 — 04.06
62,3000
73,1500
BRENT 76,17 −0,21
Золото 1301,81 0,10
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика Доходов россиян хватает только на хлеб без зрелищ
Доходов россиян хватает только на хлеб без зрелищ

Доходов россиян хватает только на хлеб без зрелищ

Источник: Прайм |

По данным "РИА Рейтинг", на еду россияне тратят в среднем 32% ежемесячного дохода. Для сравнения, в 2012 году доля продуктовых трат составляла 30,3% (29 место в рейтинге), а в 2013 – 27,7% (28 место в рейтинге).

 

Большинство европейских стран обходят нас по этому показателю. Так, жители Люксембурга тратят на еду 8,6% доходов, Нидерландов – 10%, Германии – 12%. Рядом с Россией в рейтинге находятся Литва и Болгария, а ниже – небогатые балканские страны и постсоветские республики. Замыкает рейтинг Украина, где население тратит на продукты 54% доходов. 

 

Освободившиеся средства жители развитых государств расходуют, в том числе, на кафе, рестораны, досуговые и культурные мероприятия.  В наиболее благополучных странах доля расходов на досуг и культуру в бюджете граждан превышает расходы на еду. Например, в Великобритании доля расходов на продукты – 11%, на кафе и рестораны - 8%, а на культуру и досуг – 13%. Россияне на еду вне дома тратят 3,5% доходов, на культуру и досуг – 6,7%.  

 

Столь низкие позиции России эксперты объясняют падением реальных доходов в кризис и ростом цен на продовольствие. В связи с ростом цен на продукты питания и снижением доходов населения, люди более высокая часть доходов стала уходить на приобретение продуктов питания в ущерб развлечениям.  

 

Причем наиболее вероятно, что для низкооплачиваемой части населения продуктовый набор видоизменился в пользу более дешевых продуктов, считает гендиректор "РИА Рейтинг" Валерий Третьяков. 

 

Это подтверждают и данные исследования компании GfK, согласно которым сильнее всего растут продажи бакалейных продуктов, дешевого белка (яиц, мяса курицы и индейки), овощей и фруктов. Продажи рыбы и морепродуктов, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов, напитков и замороженных продуктов, напротив, падают.

 

При этом по регионам РФ доля расходов на питание существенно различается. Так, в Республике Дагестан на продукты уходит почти 60% ежемесячного дохода семьи, тогда как в ХМАО-Югра – чуть более 24%. 

 

Это связано как с разницей в доходах, так и с отличиями регионов в структуре потребления, обусловленными климатическими особенностями. "Среднедушевые доходы в ХМАО в 2015 году составили 44,5 тысяч рублей, а в Республике Дагестан – 26,8 тысяч рублей.  Кроме того, в Дагестане в структуре потребления более высокую роль играют личные подсобные хозяйства", - пояснил Валерий Третьяков. 

 

По его словам, прямой зависимости доли расходов на еду и уровня жизни населения региона нет. Более существенную роль играют климатические, ментальные и другие особенности. Важен и уровень цен на продовольствие. По данным Росстата, стоимость минимального набора продуктов питания на одного человека в 2015 году в РФ составляла от 8,4 тысяч рублей в месяц в Чукотском АО до 2,9 тысяч рублей в Курской области (разница почти в 3 раза).

 

В перспективе доля затрат на еду в РФ будет снижаться по двум причинам – ожидаемый рост доходов населения и желание максимально сэкономить, уверены эксперты. Минэкономразвития оценивает рост реально располагаемых доходов населения от 0,2% до 1,2% в 2017 году.

 

Эксперты же отмечают, что россияне приспособились к кризису и максимально пытаются экономить.  "Уровень благосостояния потребителей оказывает влияние на их желание и готовность тратить деньги, в том числе и на еду. Пессимистично настроенные в отношении своего настоящего и будущего люди склонны к сокращению затрат", - пояснила руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций "Nielsen Россия" Марина Ерскова.

 

По ее словам, в сентябре 2016 года 58% россиян сказали, что их затраты на покупку FMCG (товары повседневного спроса) выросли по сравнению с тремя месяцами ранее. Однако по сравнению с прошлым годом показатель снизился – тогда об увеличении затрат на самое необходимое говорили 65% респондентов. В марте этого года их число составляло 62%.  Снижение во многом объясняется тем, что российский потребитель стал более приспособленным к режиму экономии и активнее ищет выгодные предложения и другие способы тратить меньше, считает представитель Nielsen. 

 

Таким образом, снижение доли затрат на продукты в бюджете россиян может начаться уже в 2017 году. Если доходы подрастут, а магазины будут активно проводить промоакции, Россия может отыграть одну-две позиции в рейтинге, резюмируют эксперты.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Прайм