Курсы валют
USD 63,2396 −0,5477
EUR 73,7247 0,0376
USD 62,8 950 0,0125
EUR 73,3 000 −0,0200
USD 62,9 576 −0,0051
EUR 73, 3277 0,1044
покупка продажа
25.06 — 02.07
62,0000
72,5000
BRENT 75,82 0,17
Золото 1269,28 0,01
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Деньги Импорт уходит без государства
Покупателям тяжелой техники хватает только на российское

Покупателям тяжелой техники хватает только на российское

Источник: Ъ-Газета |

Производство в стране за десять месяцев выросло на 11%, а доля импорта по итогам года может сократиться до 40%. Правительство связывает это с программой импортозамещения. Но эксперты замечают, что проекты программы выйдут на полную мощность в 2018-2019 годах, а уход импорта связан пока с переориентацией потребителей на более дешевую российскую продукцию.

 

В пятницу на итоговой пресс-конференции Владимир Путин заявил, что были сделаны серьезные шаги по импортозамещению, в частности приведя в пример тяжелое машиностроение. Несмотря на снижение объемов инвестпрограмм крупнейших потребителей и неблагоприятную конъюнктуру на мировом рынке, в тяжмаше за январь--октябрь производство выросло на 11,2%, рассказали "Ъ" в Минпромторге. В министерстве отмечают сокращение импорта по ряду видов оборудования (карьерным экскаваторам, шахтным ленточным конвейерам, проходческим комбайнам, мостовым кранам), по итогам года ожидают снижения доли импорта до 40-45%. В экспорте видна тенденция к росту с 2015 года, когда его объем вырос в 1,6 раза, до 13,4 млрд руб., в 2016 году Минпромторг ожидает сохранения положительной динамики. "Все это результат в том числе реализации плана импортозамещения в тяжелом машиностроении, утвержденного в прошлом году", — говорят в министерстве.

 

В качестве примеров в Минпромторге приводили создание при поддержке министерства на Копейском машзаводе современного проходческо-добычного комбайна, не уступающего зарубежным, старт проектов по выпуску конкурентоспособных буровых установок наземного и шахтного типа, валков для прокатных станов. Также упоминается о тенденции роста замен аварийных лифтов в регионах (в 2016 году будет заменено на 30% лифтов больше — свыше 12,27 тыс. штук). В ОМЗ (подконтрольны Газпромбанку) в качестве примера привели изготовление и успешные испытания полуприцепа-цистерны для СПГ объемом 50 кубометров на "Криогенмаше", что "также значимо в условиях импортозамещения". "Ижорские заводы" ОМЗ в этом году выиграли международный тендер Sakhalin Energy (оператор добычного проекта "Сахалин-2"; 50% у "Газпрома") и стали первым российским поставщиком сепараторов для проекта. Впервые в истории российского машиностроения, утверждают в ОМЗ, "Уралхиммаш" изготавливает для "Таманьнефтегаза" шаровые резервуары очень большого объема — 5 тыс. кубометров.

 

В плане мероприятий по импортозамещению в тяжмаше было 47 позиций, позже — 60, но ни один из них не запланирован к выходу на полную мощность в 2016 году. По словам Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, ввод большей части проектов тяжмаша по плану ожидается в 2018-2019 годах. Изменение показателей импорта сейчас обусловлено макроэкономическими условиями, рассуждает он: практически по всем основным видам продукции рынок сократился с 2014 года, но импорт снижался быстрее, что и уменьшило его долю. Девальвация рубля ударила по секторам с рублевой выручкой, там спрос значительно снизился, на экспортно ориентированных секторах сказывалось падение мировых цен на металлы и уголь. Эксперт отметил и спад инвестиций в связи со снижением доступности заемного капитала.

 

Господин Бабанский отметил, что, например, рынок экскаваторов сократился в 2014-2016 годах "почти на четверть, в то время как импорт упал на 34% и 39% соответственно". Для некоторых сегментов остаются отраслевые проблемы: так, есть критическая зависимость от импорта малых грузовых (до 500 кг) лифтов и скоростных (более 2 м/с). Эксперт замечает, что в официальной статистике не учитывают белорусский импорт (19% российского спроса на лифты). Дмитрий Бабанский говорит, что постепенно продукция тяжмаша "обрастает" эффективной господдержкой: в этом году внедрена компенсация части затрат на производство и реализацию пилотных партий (до 50% расходов на разработку).

 

Яна Циноева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Деньги
Еще от Ъ-Газета