Курсы валют
USD 63,4888 0,2142
EUR 73,9327 0,4519
USD 63,5 050 −0,0250
EUR 74,4 000 −0,0525
USD 63,5 982 0,0643
EUR 74, 4623 0,0805
USD 63,4000 63,5800
EUR 74,1900 74,0500
покупка продажа
63,4000 63,5800
74,1900 74,0500
23.07 — 30.07
63,5000
73,7000
BRENT 73,02 0,08
Золото 1231,51 0,04
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Ускользающая красота бюджета
Дорожающая нефть может нарушить планы консолидации госказны

Дорожающая нефть может нарушить планы консолидации госказны

Источник: Ъ-Газета |

Он снова трехлетний, его дефицит каждый год красиво снижается ровно на один пункт ВВП, а расходы решительно замораживаются на весь период. В общем, консолидация и жизнь по средствам, о которой всегда мечтал Минфин. Но, похоже, растущая в цене нефть разрушит бухгалтерскую четкость конструкции: вслед за доходами, подсчитанными из явно заниженных $40 за баррель, на практике неизбежно поплывут и расходы. Ведомства уже разминаются в преддверии дележа минимум 1 трлн руб. допдоходов: победит тот, кто убедительнее других пообещает, что денежная прибавка приведет к росту российской экономики.

 

В этом году консервативный подход Минфина к составлению финансовой сметы страны возобладал в полной мере. Оппонировавшее ему Минэкономики, в прежние годы продвигавшее идею увеличения госинвестиций ради экономического роста, аппаратно ослабло, перекроило макропрогноз под ориентиры Минфина и ЦБ, а после замены министра, вероятно, станет надежным партнером финансового ведомства в деле бюджетной консолидации.

 

Несмотря на внешние атрибуты перемен, закон о бюджете по-прежнему не предполагает никаких структурных реформ и фактически замораживает конструкцию этого года, сохраняя в качестве приоритетов расходы на оборону и социальные обязательства. Поскольку общую сумму трат необходимо сохранить, прочие разделы госказны ждет сокращение. Напомним, доходы-2017 — это 13,5 трлн руб., расходы — 16,2 трлн руб., дефицит — 3,2% ВВП. Закрываться дыра в бюджете будет за счет средств Резервного фонда (до, как пугает Минфин, его полного исчерпания), деньгами Фонда национального благосостояния и втрое увеличенными внутренними займами. В 2018 и 2019 годах доходы будут немного прирастать, расходы — падать, что позволит сократить бюджетный дефицит до 2,2% и 1,2% соответственно.

 

По замыслу Белого дома, такое поступательное оздоровление госфинансов будет происходить на фоне поразительной стабильности прежде всегда переменчивой средней цены на нефть — $40 за баррель во все три года трехлетки, а также невиданной пока в современной России инфляции в 4% и курса рубля, умеренно слабеющего в полном соответствии с интересами бюджета и отечественного производителя (до 71 руб./$ в 2019 году). Все это должно вылиться в долгожданный экономический рост — для начала 0,6% в 2017 году.

 

Однако к реалистичности этой тройки макропоказателей (нефть--курс--инфляция) вопросы есть у большинства наблюдателей — от аналитиков инвестбанков до Счетной палаты. Нефть по большинству прогнозов в 2017-м будет стоить явно дороже $40, и до решения ОПЕК по заморозке добычи речь шла о $50-55 за баррель, сейчас обещают больше. К концу года уже сам глава Минфина Антон Силуанов признал, что ВВП России в наступающем году может вырасти значительнее — на 1-1,5%. По его оценкам, при цене $50 за баррель даже с учетом укрепления рубля дополнительно можно будет получить около 1 трлн руб. Минфин надеется часть этих денег спрятать в резервы, но понимает, что оставшееся придется потратить, приоритетом уже названа поддержка промышленности. "Вопрос пропорций будем обсуждать на правительстве",— говорил о будущем разделе триллиона министр.

 

Как это может примерно выглядеть, показала история с внезапно возникшим к концу году решением о досрочном погашении за счет бюджета кредитов на 800 млрд руб. на выполнение оборонного заказа. Это в итоге заметно исказило бюджетную картину 2016 года — без такого платежа госбанкам дефицит казны составил бы 2,7%, а не 3,7% ВВП. Такая подвижность структуры расходной части, впрочем, привычное дело. Правительство и Госдума не первый раз переписывают, казалось бы, выверенный финплан. При недавнем втором чтении закона о бюджете без особых проблем на 2017 год были перераспределены между разделами сразу 540 млрд руб. (более 3% всей расходной части), всего же по трехлетке был найден целый триллион "неправильных" расходов. Два этих примера многое говорят о качестве верстки бюджета и эффективности его ассигнований. Так что доходная и расходная части бюджета предвыборного 2017 года в ходе реального исполнения могут обрести немалую "подвижность", а консолидация — остаться на бумаге.

 

Вадим Вислогузов

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости
Еще от Ъ-Газета