Курсы валют
USD 56,7608 0,1071
EUR 69,6341 −0,1746
USD 56,5 175 −0,0050
EUR 69, 6300 −0,0725
USD 56, 3089 −0,1085
EUR 69, 2413 −0,1407
USD 56,7400 56,7300
EUR 69,7800 69,9000
покупка продажа
56,7400 56,7300
69,7800 69,9000
19.02 — 26.02
57,4700
72,2300
BRENT 67,15 0,03
Золото 1329,52 0,09
ММВБ 2336,82 0,16
Главная Новости Банки Клиенты реабилитации не подлежат
Черный список отказников не дошел до банков

Черный список отказников не дошел до банков

Источник: Ъ-Газета |
Банки пока так и не получили от ЦБ черный список клиентов, которым было отказано в проведении операций на основании 115-ФЗ. Данный список должен был облегчить кредитным организациям выявление подозрительных лиц и операций.
Черный список отказников не дошел до банков
Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

О том, что ЦБ подготовил для банкиров черный список клиентов-отказников (по операциям, имеющим признаки подозрительных), но не спешит передать его участникам рынка, рассказали "Ъ" представители нескольких банков. О разработке такого реестра, который будет доступен банкам с начала текущего года, ЦБ сообщал в мае 2016 года. "Процедуры предоставления информации банкам о клиентах, которым было отказано в проведении операции, находятся в завершающей стадии согласования Банком России и Росфинмониторингом",— подтвердили в пресс-службе ЦБ.

 

Согласно антиотмывочному закону — 115-ФЗ, сейчас банк отказывает в проведении операций клиенту, если есть основания полагать, что операция направлена на отмывание преступных доходов или на финансирование терроризма. Обо всех случаях отказа в проведении операций банки по закону должны сообщать в Росфинмониторинг, который начиная с 2016 года передает эту информацию в ЦБ, но банкам она недоступна. Новация должна была дать банкам конкретный список компаний и граждан (основанный на данных ЦБ и Росфинмониторинга), уже получавших отказы по подозрению в нарушении 115-ФЗ, чтобы облегчить процедуру выявления подозрительных лиц.

 

Изначально планировалось, что одновременно с этим списком будет разработан и механизм реабилитации клиентов, попавших туда по ошибке, уточняет собеседник "Ъ" в Росфинмониторинге. Именно с отсутствием такого механизма и связано промедление с передачей списков банкам. "Отсутствие механизма реабилитации попавших в список, скорее всего, и побуждает ЦБ тормозить реестр, так как одно без другого работать не будет",— считает сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин. В Росфинмониторинге также считают, что предоставлять банкам черный список без возможности исправления ошибок не стоит. Однако сам ЦБ разработать механизм реабилитации не может. "Банк России федеральным законом (115-ФЗ.— "Ъ") не наделен полномочиями по разработке механизма реабилитации",— объяснили эту коллизию в пресс-службе ЦБ.

 

Без механизма реабилитации черный список применять слишком рисковано, уверены эксперты. Четких критериев, по которым банки относят операции к подозрительным, в законе нет, а значит, возможны ошибки. Присутствие клиента в реестре не является однозначным основанием для отказа ему в открытии счета, а лишь сигналом для проявления бдительности. "Но на практике любые рекомендации ЦБ банки воспринимают как руководство к действию, и потому отказы неизбежны",— отмечает юрист Александр Ястрембский. "Нельзя исключить ситуации, когда из-за излишней бдительности отдельного банка в реестр попадет вполне добросовестный гражданин, который в итоге будет лишен возможности открыть счет, получать зарплату на карту и др., что недопустимо,— отметил председатель НСФР Андрей Емелин.— При этом если компании могут выйти из ситуации перерегистрировавшись, то граждане такой возможности лишены".

 

Фактически в данной ситуации единственный выход — прописать механизм исправления ошибок в черном списке в законе. "Сейчас есть механизм исправления кредитной истории в случае, когда она была испорчена вследствие ошибки,— напоминает глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.— Было бы логично, чтобы схожий механизм был и в отношении реестра отказников, и если будет нужно — можно внести соответствующие поправки в действующее законодательство". По его словам, комитет не получал обращений банковского сообщества или ЦБ о подготовке и внесении необходимых поправок, но готов поучаствовать в этом.

 

При разработке механизма стоит учесть международный опыт, считают эксперты. "Было бы разумно, если бы при ЦБ была создана специальная комиссия, на которой бы рассматривались возражения клиентов и доводы банка",— указывает управляющий партнер "Дмитрий Матвеев и партнеры" Дмитрий Матвеев. Подобная практика существует на Западе, уточняет Андрей Емелин. "Не думаю, что банки стали бы утаивать от ЦБ причины отказа,— рассуждает господин Матвеев.— Иначе клиентам придется оспаривать попадание в реестр через суд, в чем не заинтересованы ни банки, ни сами клиенты". Кроме того, полезно было бы сделать реестр достаточно подробным. "Если в реестре будет указано, в какой именно операции отказал банк, то другая кредитная организация может проявить повышенную бдительность именно в отношении аналогичных, а не всех трансакций",— рассуждает партнер юридической компании "Ионцев, Ляховский и партнеры" Игорь Дубов.

 

Вероника Горячева

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Банки
Еще от Ъ-Газета