Курсы валют
USD 59,6325 −0,3573
EUR 70,3604 −0,3436
USD 59,0 800 0,0300
EUR 69,6 500 −0,0125
USD 59, 1630 −0,1655
EUR 69, 7957 −0,0992
USD 59,5000 59,3800
EUR 70,0000 69,8200
покупка продажа
59,5000 59,3800
70,0000 69,8200
20.11 — 27.11
60,5000
71,0000
BRENT 62,72 0,00
Золото 1292,88 −0,03
ММВБ 2131,91 −0,14
Главная Новости Аналитика Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России
Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России

Страхование от безработицы: что хочет вернуть Минтруд России

Источник: ТАСС |

Глава Минтруда Максим Топилин считает, что России стоит вернуться к системе страхования от безработицы, которая действовала до 2001 г. Об этом министр заявил 28 февраля в интервью РБК.

 

ТАСС разобрался, что такое страховая модель финансирования пособий по безработице, почему от нее отказались и чем она отличается от нынешних выплат.

 

Как была устроена система выплат до 2001 года?

 

С 1991 по 2001 г. пособия выплачивались из средств специально созданного внебюджетного Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) РСФСР (позже — РФ).

 

Первоначально фонд финансировался за счет обязательных страховых взносов работодателей с заработка сотрудников и ассигнований федерального и регионального бюджетов. Впоследствии структура взносов в ГФЗН неоднократно менялась. От взносов были освобождены силовые ведомства, религиозные объединения, некоторые общественные организации, а потом и индивидуальные предприниматели.

 

В 1992 г. ставка отчислений работодателя составляла 1% от начисленной оплаты труда, в 1993–1996 гг. — 2%, затем в 1996–2001 гг. — 1,5%.

 

Как долго можно было получать выплаты по безработице?

 

Граждане имели право получать пособие на протяжении 12 месяцев в течение 18 календарных месяцев с правом однократного продления на тот же период. Это значит, что деньги выплачивались либо непрерывно в течение года, либо с перерывами — полтора года, но общая сумма все равно не могла превышать выплаты за год. Для возобновления выплат необходимо было сняться с учета, а через шесть месяцев повторно зарегистрироваться на Бирже труда.

 

Сегодня действует та же самая система выплат.

 

Чем страхование от безработицы отличается от того, как пособия выплачиваются сейчас?

 

Отличие — в источнике финансирования. В первом случае деньги поступали из ГФЗН, который наполняли работодатели, а во втором — из федерального бюджета.

 

Почему же от фонда занятости отказались?

 

С 1996 г. фонд начал испытывать серьезные финансовые трудности, которые усугубились в результате дефолта в августе 1998 г. По данным независимых исследователей, из-за роста проблем с занятостью к концу 1990-х гг. система страховых выплат фактически не охватывала половины всех российских безработных. Бюджет ГФЗН (21,6 млрд рублей в 2000 г.) не справлялся с выплатами. Все это привело к росту задолженности по выплате пособий.

 

И это несмотря на то, что граждане перестали вставать на учет в органах занятости, так как, учитывая инфляцию, на пособия прожить было невозможно. Уже к 1998 г. минимальный размер оплаты труда и, соответственно, привязанное к нему пособие по безработице были в пять раз меньше прожиточного минимума.

 

Поэтому с 2001 г. фонд был ликвидирован, а отчисления на выплаты по безработице были включены в единый социальный налог, который просуществовал до 2010 г. В настоящее время, как уже говорилось, выплата пособий, а также финансирование мер, направленных на поддержку безработного населения, осуществляются из федерального бюджета.

 

Сколько работодателям придется отчислять из фонда зарплат?

 

По подсчетам Минтруда, для поддержки потерявших работу граждан будет достаточно даже 1% отчислений. По словам Топилина, в денежном выражении это порядка 200 млрд рублей, что почти в пять раз больше, чем средства, которые выделяются для безработных сегодня.

 

Когда возможно возвращение системы страхования от безработицы?

 

Топилин считает, что переход возможен не ранее 2020 года.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от ТАСС