Курсы валют
USD 61,6659 0,2569
EUR 72,1183 0,1101
USD 62,2 875 0,0225
EUR 72,5 925 0,0200
USD 62, 2956 0,1644
EUR 72, 6415 0,1551
USD 62,0200 61,8500
EUR 72,5600 72,8000
покупка продажа
62,0200 61,8500
72,5600 72,8000
28.05 — 04.06
61,6000
73,1000
BRENT 76,43 0,14
Золото 1301,81 0,11
ММВБ 2285,53 0,01
Главная Новости Аналитика Покупки под колпаком: Как российские ретейлеры передают данные в налоговую
Как российские ретейлеры передают данные в налоговую

Как российские ретейлеры передают данные в налоговую

Источник: Forbes.ru |
У магазинов осталось менее полгода на то, чтобы привести бизнес в соответствие с требованиями ФЗ-54. Как ретейл адаптируется к изменениям?
Как российские ретейлеры передают данные в налоговую
Фото: Andrea Comas / Reuters

Российскому ритейлу регулярно приходится сдавать сложные экзамены: в прошлом году владельцев бизнеса проверяла на прочность ЕГАИС в рознице и обязательная маркировка меховых изделий, а в этом им пришлось столкнуться со свежими изменениями в ФЗ-54. Кто сдаст новый тест на пятерку, во сколько обойдется соответствие закону и как от изменений выиграют налоговая и обычные покупатели?

 

Что за изменения принес ФЗ-54

 

Наверняка, многие из вас неоднократно читали пестревшие в СМИ заголовки про онлайн-кассы и даже знают, что теперь российские магазины обязаны в режиме реального времени уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) РФ о каждом пробитом чеке. Но давайте разберемся чуть подробнее, почему и как была внедрена эта новая обязанность для бизнеса.

 

12 июля 2016 года свет увидели поправки в закон ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Они коснутся всех ретейлеров, включая даже тех, кто раньше работал по упрощенной системе налогообложения. Мало кто знает, что самой инициативе уже не один год, а эксперимент по онлайн-передаче данных в налоговую проходил в конце 2014 — начале 2015 года. В нем участвовали несколько ретейлеров в качестве тестировщиков системы, и ряд интеграторов, оборудование и ПО которых передавали данные о продажах в онлайне. Впрочем, результаты эксперимента не были широко обнародованы (но по заявлениям ответственных лиц были признаны успешными). В настоящее время сайт эксперимента недоступен, однако в кеше сохранилась история. К слову, во время проведения тестового периода форум проекта тщательно охранялся от негативных отзывов — в частности, у нас сохранен скриншот как минимум одного отрицательного мнения, которое впоследствии было удалено. Сегодня цель эксперимента становится вдвойне неясной, поскольку техническая организация передачи данных в налоговую в его рамках и той, что построена сейчас, различаются кардинально.

 

В 2016 году, после того, как поправки в ФЗ-54 были официально утверждены, начался еще один тестовый период — желающие ретейлеры могли добровольно ощутить опробовать организацию работы по новым правилам. Согласились немногие, большинство владельцев бизнеса решили подождать, когда появится техническая база к закону. Ведь, как это часто бывает, несмотря на то, что поправки были приняты, многие важные подробности передачи онлайн-данных в налоговую оставались не разъясненными. Однако ажиотаж и нервозность на рынке начали нагнетать некоторые интеграторы. Это привело к тому, что фискальные накопители, без которых невозможно соответствие ФЗ-54, в регионах начали продаваться значительно дороже рекомендованной стоимости. А потом и вовсе их стало не хватать на всех желающих. Нагнетание обстановки интеграторы поясняли тем, что поправки к закону официально начинали действовать с 1 февраля 2017 года.

 

Однако фактически нужно было понимать, что с 1 февраля просто под запретом оказывалась регистрация в налоговой кассовой техники старого образца. При этом магазины без каких-либо проблем могли пользоваться устройствами, зарегистрированными ранее.

 

А вот к 1 июля 2017 года действительно стоит готовиться — начиная с этого дня старой ККТ пользоваться будет уже нельзя, на смену ей в обязательном порядке должна прийти модернизированная техника. Это требование не коснется индивидуальных предпринимателей, работавших ранее по упрощенной системе налогообложения. Также, стоит не беспокоиться владельцам обувных мастерских и мастерских по изготовлению ключей, продавцам собственноручно изготовленных изделий народных промыслов или художественных промыслов и арендодателям, сдающим собственное жилье.

 

Магазинов, проигнорировавших требования ФЗ-54, что неудивительно, ждут штрафы: минимальный составит 30 000 рублей, а особо злостные нарушители могут столкнуться даже с приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Последний этап внедрения изменений состоится 1 января 2018 года — с этого времени станут обязательными электронные чеки, которые будут являться аналогом бумажных чеков и иметь ту же юридическую силу.

 

Как изменится работа магазинов

 

От общих слов о законе перейдем, так сказать, к матчасти и разберем, а что же изменится в кассовом оборудовании и работе магазинов?

 

В рамках поправок к ФЗ-54 закон вводит два незнакомых ранее ретейлерам понятия:

 

- электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) меняется на фискальный накопитель (ФН);

 

- появляется оператор фискальных данных (ОФД) — звено, передающее информацию от ККТ в Федеральную налоговую службу РФ (ФНС).

 

То есть, теперь магазинам придется пользоваться контрольно-кассовой техникой, в которой вместо ЭКЛЗ, фиксирующей информацию о продажах, будет стоять фискальный накопитель, передающий данные в ФНС. А оператор фискальных данных, которым может стать российская организация, получившая соответствующее разрешение от государства, предоставляет такую услугу. Конечно, при условии, что магазин оснащен выходом в интернет.

 

Последний пункт вызвал много обсуждений — действительно ли вся территория РФ охвачена стабильным покрытием интернет, который позволит передавать онлайн данные в ФНС. Однако практика показывает, что не все так уж плохо в нашей стране с доступом к всемирной паутине. К тому же власти предусмотрели возможность трехдневной задержки передачи данных. Считается, что уж этого времени точно должно хватить, чтобы даже самый медленный интернет уведомил ФНС о совершенных в магазине покупках.

 

Итак, получается, что ретейлеру предстоит модернизировать установленную в магазине ККТ (это обойдется примерно от 7 до 15 тысяч рублей в зависимости от используемой модели ККТ, в расчет стоимости включены работы и ФН), научить кассовое ПО работать с новым оборудованием (минимально эта доработка потребует не менее 2 недель), заключить контракт с ОФД (еще 3 тысячи рублей в год), подключить магазин к интернету (тут расценки зависят от конкретного региона). Итого получается, что соответствие требованиям ФЗ-54 обойдется в сумму от 10 тысяч рублей за одно рабочее место.

 

Как это работает

 

Теперь давайте рассмотрим работу магазина по новым правилам ФЗ-54 не со стороны нового или модернизированного оборудования, а с точки зрения кассового ПО. Чтобы не быть голословными, сделаем это на примере фронтального решения «Профи-Т», уже адаптированного под изменения в законе. Фактически работа кассовой программы происходит следующим образом: продавец оформляет в ней покупку, сканируя товары, информацию о них — наименование, налоговую ставку, скидки\наценки, стоимость за единицу (потоварно) — софт передает на модернизированное ККТ для печати чека. А уже это устройство, в свою очередь, направляет все эти данные в налоговую. При этом кассовый чек содержит уникальный фискальный признак документа, который формируется с использованием фискального накопителя.

 

В связи с изменениями закона разработчикам пришлось вносить ряд важных изменений в ПО, чтобы оно было способно выполнить все требования ФЗ-54.

 

Поскольку существует не один вариант контрольно-кассовой техники, софт пришлось научить поддерживать большинство оборудования, вошедшего в реестр налоговой. Соответственно, интегрировать его с каждым из них. Это логичный шаг, поскольку ни один разработчик ПО не имеет права (да что уж там, это откровенно проигрышный вариант) навязывать клиенту какие-то определенные оборудование или услуги — ретейлер должен сам решить, что использовать для реализации бизнес-процессов.

 

Второй важный шаг — сделать так, чтобы кассовое ПО могло выводить на печать чеки нового вида. Изменения в ФЗ-54 привнесли в фискальный документ ряд параметров: например, в нем должна указываться ставка НДС, которая может быть разной для конкретных товаров — для одних 0%, а для других — 18%. И софт должен внести ее в чек для передачи данные в режиме онлайн в ФНС.

 

В очередной раз с неудобствами могут столкнуться ретейлеры, использующие зарубежный софт. Как показывает практика, его разработчики не всегда успевают вовремя разобраться в тонкостях меняющегося российского законодательства и внести изменения в ПО. Более того, некоторые считают перемены незначительными и могут отложить на время доработки. Кроме того, часто на рынке возникают прецеденты, когда иностранные разработчики за внесение необходимых российским ритейлерам изменений в софт просят дополнительную оплату, которая, учитывая курс валют, может обойтись вылиться в существенную сумму.

 

Третий важный момент — разработчики кассового софта должны предусмотреть наличие различных email или SMS-шлюзов для доставки электронных копий чеков на телефоны покупателей и электронные почты.

 

Добровольно не значит удачно

 

Несмотря на то, что поправки к ФЗ-54 начали действовать с 1 февраля 2017 года, ряд ретейлеров решили заранее попробовать работать по новым правилам. Так, пилотный эксперимент у себя провела одна из крупных торговых сетей. Поддавшись царившему на рынке ажиотажу, она установила в своих магазинах новые ККТ, и попробовала работать на них. В результате в рамках эксперимента ритейлеру несколько раз приходилось возвращать старые ККТ, информация не всегда отправлялась в сторону ОФД и не все данные отображались в чеке корректно (согласно требованиям закона). При этом кассиры делали замечание в сторону замедления работы — это было связано с периодическими зависаниями, как на стороне ККТ, так и на стороне ПО.

 

Большинство же российских ретейлеров предпочли дожидаться, когда техническая база к закону станет более прозрачной, а сроки обязательной регистрации ККТ по новым правилам — ближе. Параллельно некоторые надеялись на то, что законодатели пересмотрят старт действия закона и продлят переходный период. Подобное желание они объясняли не только явной нехваткой фискальных накопителей в стране, которые, к слову, производит одна-единственная компания, но и малым количеством официально одобренных государством исполнителей.

 

Дело в том, что заменой и модернизацией ККТ должны заниматься интеграторы, официально входящие в специальный реестр ФНС. Для этого их техника должна преодолеть две экспертизы:

 

- «Оценка влияния моделей ККТ на выполнение установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных»;

 

- «Соответствие моделей контрольно-кассовой техники требованиям законодательства РФ о применении ККТ».

 

В конце 2016 года существовал небольшой тестовый период времени, когда в реестр могли войти все желающие интеграторы. Однако они лишь отсрочили свою участь: в ближайшем будущем им также придется преодолевать обе экспертизы. Пока же практика показывает, что не протестированное должным образом оборудование отказывается выполнять все требования, поставленные государством перед ретейлерами — с ошибками передает данные в налоговую, печатает неправильные документы.

 

В чем выгода?

 

Пожалуй, главный вопрос, касающийся ФЗ-54, заключается в одном: какой смысл было внедрять эту сложную схему? Ответ на него можно получить, лишь рассмотрев три угла пирамиды.

 

1. Налоговая. Тут все понятно — ФНС старается вывести из тени «серых продавцов», беря по контроль цепочку продаж. При этом она уменьшает количество налоговых проверок, что полезно как самим сотрудником госслужбы, так и ретейлерам.

 

2. Ретейлеры, несмотря на множество неудобств, с которыми им придется столкнуться, также получают ряд преимуществ:

 

- они смогут самостоятельно регистрировать ККТ через личный кабинет на сайте ФНС, не тратя время на поездку в налоговую;

 

- с владельцев ККТ не будут больше требовать наличия договора с центром технического обслуживания (ЦТО) — договор с ним можно будет заключить только при желании ретейлера;

 

- заменять фискальный накопитель можно будет самостоятельно (1 раз в 13 для всех ретейлеров, 1 раз в 36 месяцев — для тех ритейлеров, которые раньше работали без ККТ);

 

- индивидуальные предприниматели на ЕНВД и патентной системе налогообложения смогут получить налоговый вычет в части произведенных расходов на приобретение онлайн-кассы (при условии ее регистрации в 2018 году).

 

Третьим углом выступают покупатели. Надо сказать, что их переход на онлайн-кассы затронет минимально. Главным изменением для них является то, что теперь появляется понятие «электронный чек». Он будет аналогом распечатанного фискальным регистратором бумажного чека и иметь ту же юридическую силу. Соответственно, будет проще оформить процесс возврата покупки. Получить электронный чек можно будет двумя способами: либо на email-адрес, либо на мобильный телефон. Однако в ФЗ-54 есть уточнение, что сделать это можно при условии, что магазин имеет такую техническую возможность. Если речь идет о небольшой торговой точки формата «у дома», где установлена одна-единственная касса, вряд ли у нее будет клавиатура с символом @, а значит, кассир физически не сможет набрать на ней адрес электронной почты.

 

Также покупатель сможет изучить электронный чек в личном кабинете ФНС — для этого нужно будет установить на смартфоне официальное мобильное приложение, с помощью которого отсканировать QR-код бумажного чека.

 

Однако далеко не факт, что эти услуги будут популярными. Первая несет дополнительную финансовую нагрузку на ретейлера: ведь ему придется оплачивать возможность отправки электронного чека на телефон покупателя. А вторая неудобна для клиентов магазина — далеко не факт, что они захотят устанавливать еще одно приложение, которым вряд ли будут ежедневно пользоваться.

 

ФЗ-54 в других странах

 

Не стоит думать, что Россия, утвердив закон об онлайн-кассах, стала таким уж новатором. Подобные внедрения функционируют с 2005 года в Южной Корее, с 2008 года — в Швеции, с 2010 года — в Канаде, с 2013 года — в Хорватии. А в 2015 году подобный опыт получил и Казахстан. Так аналогичная система была внедрена положениями главы 90 Налогового кодекса Республики Казахстан.

 

Сначала (с 1 июля 2015) нововведения затронули предпринимателей, осуществляющих на территории Казахстана оптовую и (или) розничную реализацию бензина (кроме авиационного), дизельного топлива, алкогольной продукции. С 1 января 2016 года к ним присоединились индивидуальные предприниматели и юридические лица, реализующие, в частности, лесоматериалы, строительные материалы, сантехническое, водопроводное и отопительное оборудование, аудио— и видеотехнику, бытовые электроприборы, мебель. Тогда же данные в налоговую в режиме онлайн начали передавать гостиницы, рестораны, салоны красоты, кинотеатры.

 

Главные отличия казахской от российской системы заключаются в том, что там работает только один ОФД, передача данных осуществляется посредством специального ПО через созданную под закон информационную сеть. А получить к ним доступ можно только в аккредитованном ЦТО.

 

В Казахстане не пришлось модернизировать технику — всю работу по передаче данных в ОФД выполняет ПО. Если подробнее говорить о работе казахского кассового софта, то она организована следующим образом: кассир вводит в ККТ сумму полученной от покупателя наличности, эти данные отправляются на сервер ОФД, где чеку присваивается контрольный номер. Он отправляется обратно в магазин и указывается в чеке, который после этого отправляется на печать и выдается покупателю.

 

Поправки к российскому ФЗ-54 только начинают полноценно входить в жизнь российских ретейлеров. Как и любой новый закон, они поначалу несут в себе ряд неудобств. Однако, как подсказывает практика, все трудности можно, если не избежать, то существенно сгладить, начав заблаговременно готовиться к нововведениям и учитывая специфику бизнеса и учитывая чужие ошибки и накопленный опыт.

 

Алексей Шабанов
Forbes Contributor

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Forbes.ru