Курсы валют
USD 56,3878 0,0309
EUR 69,0243 0,2069
USD 56, 5300 0,0350
EUR 69, 3375 0,0850
USD 56, 6457 0,1630
EUR 69, 2688 0,1212
USD 56,5100 56,7000
EUR 69,1500 69,2300
покупка продажа
56,5100 56,7000
69,1500 69,2300
22.01 — 29.01
56,0000
67,9000
BRENT 69,23 −0,10
Золото 1334,68 0,02
ММВБ 2254,16 −0,06
Главная Новости Страхование Посредникам между гражданами и НПФ предлагается повысить ответственность
Посредникам между гражданами и НПФ предлагается повысить ответственность

Посредникам между гражданами и НПФ предлагается повысить ответственность

Источник: Ъ-Газета |

Свой вариант решения проблемы потери гражданами инвестдохода при переводе накоплений между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) предложила СРО Ассоциация НПФ (АНПФ). Вписав агентов в профильный для отрасли федеральный закон, лоббист предлагает не только ограничить их маркетинговые возможности, но и обязать предоставлять клиентам расчет потерь инвестдохода. Добыть такую информацию агентам будет непросто, тем самым процесс переходов усложнится, в чем заинтересованы игроки пенсионного рынка, не стремящиеся к агрессивному привлечению клиентов.

 

Проект поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах», предусматривающий серьезные ограничения для агентов НПФ (в их роли выступают банки, МФО, кадровые агентства, страховые компании, брокеры и сотовые ритейлеры), представил в пятницу президент АНПФ Сергей Беляков. В первую очередь ассоциация предлагает ограничить маркетинговые возможности агентов — по аналогии с пенсионными фондами они не смогут предлагать какие-либо выгоды гражданам или работодателям в целях заключения договора. В частности, перевод накоплений не может быть условием выдачи кредита, получения другой услуги или подарка. Помимо этого, в представленных поправках к закону записана необходимость для агентов получить и предоставить гражданину письменный расчет возможных потерь при досрочном (чаще одного раза в пять лет) переходе. И этот расчет агент должен будет получить от текущего страховщика.

 

В интересах клиентов фондов и отрасли законодательно урегулировать и ужесточить требования к агентам НПФ как по банковскому, так и по другим каналам привлечения, уверен господин Беляков. «В противном случае по итогам кампании 2017 года мы вновь получим всплеск жалоб граждан — как на потерю инвестдохода, так и нарушения при переводе или отказе в переводе накоплений»,— подчеркивает он. По оценке экспертов, по итогам кампании 2017 года при среднем счете на уровне 75 тыс. руб. потери инвестдохода гражданами могут составить 30% от этой суммы. Кардинально решить проблему уведомления граждан о потере инвестдохода можно было бы, изменив порядок переходов между НПФ — с уведомлением текущему страховщику (сейчас подается в ПФР или новому НПФ). «Пока такая норма не действует, необходимо уравнять возможности всех участников рынка и сократить возможности недобросовестных практик»,— резюмирует господин Беляков.

 

По итогам кампании по переводу накоплений 2016 года Банк России отмечал многократный рост числа жалоб граждан, о десятках тысяч обращений по поводу неправомерного перевода или отказа в нем сообщили и несколько крупных НПФ (см. “Ъ” от 16 мая). Завершившаяся в конце июня проверка Счетной палаты (СП) выявила, что львиная доля договоров о переводе накоплений в НПФ по факту заключается агентами. Вместе с тем, по мнению СП, такой порядок подписания договоров противоречит действующей форме типового договора, которая предусматривает его подписание уполномоченным должностным лицом НПФ, к которым нельзя отнести агентов (см. “Ъ” от 28 июня). Специализированные форумы — как агентов НПФ, так и вкладчиков — пестрят всевозможными схемами и приемами, которые применяют агенты. Так, договор на перевод пенсионных накоплений может рекомендоваться как одно из условий получения кредита или займа, размещения в базу вакансий, агенты НПФ представляются сотрудниками госорганов, сулят высокую доходность и проч.

 

Сейчас фонды работают по внутренним стандартам взаимодействия с агентами. «Законодательно описанная ответственность агентов за введение в заблуждение клиентов при заключении договора об ОПС позволит наказывать недобросовестных агентов. Одно дело — нарушить правила работы с фондом, другое — закон»,— указывает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. Впрочем, другой его коллега из крупного фонда уверен — необходимость обращения агентов к текущему страховщику гражданина парализует привлечение: «На каком основании НПФ будет выдавать такую информацию, кому и как скоро — все переводы упрутся в решение этих вопросов». А такая ситуация на руку тем фондам, которые заинтересованы в сохранении клиентской базы, без агрессивного ее наращивания.

 

Информирование об условиях перехода и возможной потере инвестдохода можно автоматизировать, подключив НПФ к системе межведомственного взаимодействия, отмечает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. «Тем более у многих НПФ нет сети офисов обслуживания, которая была бы доступна клиентам во всех населенных пунктах России»,— добавляет она. Контроль за работой агентов НПФ, по ее оценке, можно усилить немедленно и без правок федерального закона — АНПФ достаточно поддержать на уровне СРО утвержденный Национальной ассоциацией НПФ стандарт (по нему за действия агентов НПФ отвечают как за свои собственные, см. “Ъ” от 19 июня).

 

В пресс-службе Банка России сообщили, что ЦБ «ведет активную работу, направленную на изменение установленного порядка перехода граждан из фонда в фонд». «Мы поддерживали и поддерживаем инициативы по должному информированию граждан. Минтруд будет прорабатывать этот вопрос»,— сообщили в пресс-службе министерства.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Еще от Ъ-Газета