Курсы валют
USD 57,5118 −0,0588
EUR 67,8927 −0,0406
USD 57,51 75 0,0025
EUR 67,7 675 −0,0125
USD 57,5 120 −0,0470
EUR 67,7 738 0,0282
USD 57,4000 57,6500
EUR 67,8000 67,9800
покупка продажа
57,4000 57,6500
67,8000 67,9800
23.10 — 30.10
57,0000
67,6000
BRENT 57,54 0,47
Золото 1279,09 −0,11
ММВБ 2071,83 0,04
Главная Новости Аналитика Команда «Газы!»
Почему в Киеве жалуются на изношенные трубы

Почему в Киеве жалуются на изношенные трубы

Источник: Lenta.ru |
Глава Минэнерго Украины Игорь Насалик не исключил проблем с транзитом российского газа по территории страны к границам Евросоюза. Причины возможных сбоев чисто технические: украинская газотранспортная система (ГТС) изношена и давно нуждается в модернизации, но денег на это у «Укртрансгаза» нет.
Почему в Киеве жалуются на изношенные трубы
Фото: Vincent Mundy / Bloomberg / Getty Images

Не проявляют интереса и иностранные инвесторы, ведь «Газпром» активно строит новые маршруты транспортировки топлива в обход Украины. Как может в дальнейшем развиваться ситуация — разбиралась «Лента.ру».

 

Язык из Киева уведет

 

Скандальное заявление Игоря Насалика прозвучало в интервью «Первому национальному» телеканалу. Министр поддержал позицию руководства «Укртрансгаза», обвинившего «Нафтогаз» в нежелании инвестировать в модернизацию газотранспортной системы страны из-за рисков, связанных со строительством Россией газопроводов в обход Украины.

 

Между тем, контракты на прокачку российского газа в страны ЕС, заключенные между Москвой и Киевом истекают уже 31 декабря 2018 года. Во многом поэтому в оценке ситуации Насалик был весьма категоричен.

 

«Я считаю бестолковой политику "Нафтогаза" относительно транспортной системы. Они уже ее для себя, скажем, зачеркнули и не рассматривают в 2019 году… С такой позицией мы можем дойти до того, что "Укртрансгаз" может быть технически не готов к прокачке газа», — отметил он.

 

Возможную неготовность газотранспортной системы Украины к транзиту топлива Насалик и вовсе назвал «катастрофой».

 

Игра на публику

 

У «Укртрансгаза» действительно нет средств для приведения в порядок газопроводов, по которым перекачивается российский газ, подтвердил «Ленте.ру» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

 

По его словам, все проекты модернизации газотранспортной системы Украины были связаны с привлечением западных инвестиций. Одно время рассматривалась возможность создания трехстороннего консорциума с участием Украины, России и Германии. «Сейчас же очень высока степень неопределенности и для Киева, и для западных компаний», — объяснил Макаркин.

 

Он убежден, что европейские компании, в первую очередь немецкие, предпочитает самую простую схему доставки российского газа, а геополитические вопросы, в том числе ситуация на Украине, их не интересуют. Именно поэтому Берлин, а теперь и Брюссель лоббируют строительство «Северного потока-2». «Украина в качестве страны-транзитера газа немецким бизнесом воспринимается как проблема», — считает Макаркин.

 

С другой стороны, из-за введенных США антироссийских санкций реализация «Северного потока-2» поставлена под сомнение, так что если новый газопровод не будет построен, то украинский маршрут поставок топлива в ЕС снова станет актуальным. «У меня ощущение, что в 2018 году Москве и Киеву при посредничестве Брюсселя придется по чем-то договариваться по этому вопросу», — подытожил собеседник «Ленты.ру».

 

Деньги — вперед

 

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева напоминает, что газопровод, по которому российский газ через Украину идет в страны ЕС, был построен в 60-70 годы прошлого века, и его не ремонтировали со времен распада Советского Союза. Последние подсчеты по инвестициям на модернизацию украинской ГТС датированы 2010 годом — тогда эксперты озвучивали сумму в шесть миллиардов долларов.

 

«ЕС не будет выделять средства на модернизацию ГТС Украины, зная, что Россия реализует проекты "Турецкий поток" и "Северный поток-2".Представители Евросоюза уже заявляли, что столь масштабные инвестиции не имеют смысла, если транзит газа через Украину снизится или прекратится», — отмечает эксперт.

 

Более того, в силу политических причин Украина создает различные препоны в реализации проектов «Газпрома» и инициирует все новые скандалы, но в Киеве считают, что «Газпром» должен провести ремонт украинской ГТС за свой счет.

 

«Безусловно, ситуация с ГТС будет только ухудшать и без того нелегкие отношения между Россией и Украиной. Когда Киев поймет, что проигрывает по всем фронтам, то, возможно, пойдет на снижение тарифов на прокачку российского газа», — полагает Кокорева.

 

В то же время Макаркин считает заявления главы Минэнерго Украины отражением внутренних проблем страны. По его словам, Киев заинтересован в привлечении европейских инвесторов к модернизации газопровода, и на случай, если американские санкции против России сделают невозможным строительство "Северного потока-2", украинские власти напомнят Брюсселю, что денег на ремонт ГТС у них нет, уверен политолог.

 

Достояние республики

 

Украинская ГТС состоит из крупнейшей в мире сети газопроводов и отводов, обеспечивающих надежность газоснабжения в случае аварий на различных участках системы, разъяснил «Ленте.ру» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. В общей сложности на территорию Украины заходят 22 магистральных газопровода. Самые крупные: «Союз», «Прогресс», «Уренгой — Помары — Ужгород».

 

Необходимость модернизации ГТС обсуждается с 2011 года, отмечает Андриевский. В январе 2014 года был утвержден рабочий проект модернизации 19-километрового участка газопровода Уренгой — Помары — Ужгород». В сентябре 2016 года — новый проект, предусматривающий модернизацию уже 31-километрового участка.

 

«В настоящий момент продолжается модернизация этого участка ГТС, в 2018 году ожидаются инвестиции от международных финансовых организаций. Тем не менее общая проблема модернизации украинской ГТС остается не решенной», — подчеркнул эксперт.

 

В Киеве признают, что в этом году инвесторов привлечь не удастся, поскольку их отпугивает отсутствие твердых гарантий сохранения транзита российского газа. «Однако два инвестора, итальянская Snam и словенская Eustream, рассматривают вариант вложений в украинскую систему ГТС с целью загрузить ее мощности после прекращения российского транзита. Речь, вероятно, идет об интересе не ко всей система, а к ее части», — говорит Андриевский.

 

По его прогнозу, ЕС может быть заинтересован в интеграции украинской ГТС в общеевропейскую сеть. В таком случае инвесторы все-таки пойдут на сотрудничество с «Укртрансгазом», но деньги будут вкладывать в модернизацию определенных магистральных направлений и консервирование тех, что останутся не загруженными.

 

Две большие разницы

 

Заявления Насалика любопытны и тем, что «Укртрансгаз» отказался от части автономности в управлении в пользу «Нафтогаза». Решения были приняты год назад после предыдущего скандала, поделился с «Лентой.ру» своим видением ситуации доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.

 

«Сейчас получается, что внутри "Нафтогаза" существует раскол такой глубины, что это привлекает внимание даже министра энергетики», — подчеркнул эксперт.

 

При этом Ицаков отмечает, что в действиях украинских партнеров все же наблюдается некая последовательность. В июне «Нафтогаз» заключил соглашение со структурами ЕС об аудите и оптимизации подземных газовых хранилищ Украины. «Возможно, в сложившейся ситуации самым удачным решением для ЕС и России была бы передача ГТС Украины в управление соответствующим структурам ЕС», — предполагает он.

 

Это обеспечит надежность транзита российского газа в Европу, но лишит украинский бюджет 16-18 процентов доходов. Кроме того, такое решение неинтересно США, сделавшим ставку на продажу сжиженного газа в Европу, резюмирует эксперт.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Аналитика
Еще от Lenta.ru