Курсы валют
USD 56,7608 0,1071
EUR 69,6341 −0,1746
USD 56,5 175 −0,0050
EUR 69, 6300 −0,0725
USD 56, 3089 −0,1085
EUR 69, 2413 −0,1407
USD 56,7400 56,5400
EUR 69,7000 69,6900
покупка продажа
56,7400 56,5400
69,7000 69,6900
19.02 — 26.02
57,4700
72,2300
BRENT 67,30 0,00
Золото 1328,22 −0,02
ММВБ 2336,82 0,16
Главная Новости Деньги Минфин вышел на поле
Россиянам осложнили проведение налоговых платежей

Россиянам осложнили проведение налоговых платежей

Источник: Ъ-Газета |

О массовых жалобах клиентов на отказ в проведении платежа при некорректно заполненной бумажной платежке “Ъ” рассказали в банках. Собеседник “Ъ” в Минфине подтвердил наличие проблемы, указав, что речь идет преимущественно о налоговых платежах и платежах во внебюджетные фонды. При этом отказы следуют не только из-за значимых ошибок, но и из-за формальных — неверных кодов в поле очередности платежей.

 

По мнению Минфина, банки не вправе отказывать клиентам в проведении платежа исключительно из-за ошибок в указании очередности операций в бумажном платежном поручении. Позиция министерства изложена в письме №05-07-06/64623. В нем Минфин поясняет, что банки вправе устанавливать собственные правила приема платежных поручений, однако они не должны противоречить положению ЦБ о правилах осуществления перевода денежных средств №383-П. А в этом положении нет такого основания для отказа, как ошибка в очередности платежей.

 

Согласны с позицией Минфина и в Федеральной налоговой службе. Отсутствие или неверное указание в платежном поручении реквизита «очередность платежа» не является препятствием для идентификации плательщика, получателя платежа, а также самого платежа и основанием для отказа в его проведении, подчеркивают в ведомстве.

 

Заполнение данного поля действительно формальность. Согласно ст. 855 ГК РФ, если средств на счете клиента достаточно для удовлетворения всех требований (поступивших платежек), то банк проводит их в порядке поступления. Если же недостаточно, то сначала проводят платежи по исполнительным листам, далее по оплате труда и т. д.

 

В кредитных организациях уверены, что имеют полное право отказать по формальным признакам. Но по факту делать это вовсе не обязательно. «Клиенты ошибаются в очередности платежей очень часто, и, чтобы их не нервировать, у нас программа автоматически меняет очередность платежа на правильную и мы платеж проводим»,— отметила директор юридического департамента банка «Юникредит» Наталья Окунева. Впрочем, так поступают далеко не все: участники рынка отмечают, что не готовы принимать на себя риск проведения платежа с ошибкой.

 

Клиенты же воспринимают отказы весьма болезненно, что неудивительно на фоне паники вокруг черного списка отказников ЦБ. Как сообщил “Ъ” собеседник из банка топ-50, многие клиенты воспринимают отказ в проведении платежа как отказ в проведении операций и опасаются по формальным причинам попасть в черный список и лишиться доступа к банковским услугам (см. “Ъ” от 6 октября). Хотя такое мнение ошибочно. «Отказ в проведении платежного поручения из-за ошибки или опечатки не является основанием для сообщения в Росфинмониторинг, и в черный список клиенты не попадут»,— заверил экс-глава комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.

 

Примечательно, что рост числа бумажных платежных поручений провоцируют сами банки. Из-за активизации борьбы с отмывом при наличии малейших сомнений в деятельности компаний и предпринимателей кредитные организации отключают их от системы банк—клиент, вынуждая подавать платежки на бумажных носителях. Непривычные к данному формату бизнесмены ошибаются и получают отказы.

 

Нервозности добавляет и приближающийся период уплаты налогов для граждан. До 1 декабря физлицам необходимо уплатить имущественные налоги. Если при подобной ошибке банк откажется проводить платеж, то налогоплательщику будут начислены пени и штрафы. И, хотя причиной несвоевременного перечисления налога или сбора явилось непроведение платежа банком, кредитная организация ничем не рискует. «Даже если отказ причинил клиенту убытки, взыскать их с банка он не сможет, так как исходно ошибка была на стороне клиента»,— отмечает управляющий партнер «Ренессанс-Lex» Георгий Хурошвили.

 

Разрешить ситуацию могли бы разъяснения ЦБ, который, в отличие от Минфина, является для банков регулятором, но их до сих пор не последовало. На запрос “Ъ” в ЦБ сообщили, что, согласно нормативным документам Банка России, регулирующим порядок осуществления расчетов, в случае выявления несоответствий в указании клиентом очередности платежа банк его исполняет в очередности, установленной законодательством. Таким образом, заполнение поля «очередность платежа» имеет формальное значение. Впрочем, четкого ответа о правомерности отказов в ЦБ так и не дали.

Поделитесь с друзьями
Оставить комментарий
Рубрики
Новости, Деньги
Еще от Ъ-Газета