Константин Васильев – живописец русского духа

ТАЛЛИНН, 3 сен — Sputnik. Васнецов и Шишкин, Пушкин и Достоевский, матрешки и Хохлома, все это — часть той "загадочной русской души", которую многие стремятся постичь. Но, помимо русской души, есть еще и Русский Дух. Именно он, русские былины и эпос стали главной темой творчества Константина Васильева. В детстве не признавал игрушек Генетика, среда и призвание — вот те ключевые факторы, сформировавшие Васильева, как художника. Константин Васильев родился в Майкопе в 1942 году, в семье инженеров. Его мать принадлежала к роду великого русского живописца Шишкина. В 1947 году, когда семья перебралась сначала в Казань, а затем в уникальный своей природой поселок Васильево – пятилетний Константин вдруг начал рисовать. Работы, отправленные на конкурс в московское художественное училище Он не признавал никаких игрушек, кроме карандашей и красок. Очень рано, ощутив потребность учиться живописи и, прочитав в 11 лет объявление в газете о конкурсе для одаренных детей в художественную школу при институте имени В. И. Сурикова в Москве, отправил свои работы. Такой талант не мог остаться незамеченным, и Васильев приехал учиться в Москву. Ему легко давалась реалистическая живопись. Однако позднее Васильев отказался от реализма и занялся авангардом и сюрреализмом, подражая, в том числе, Сальвадору Дали. Живопись, музыка, эпос Кроме живописи, Васильев занимался и музыкой. В 17 лет написал серию портретов композиторов, в которой, помимо портретного сходства, отразил и характер, своеобразный "слепок" самой музыки, присущий каждому из них. Васильев блестяще знал греческую мифологию, индийский, скандинавский эпос, и недоумевал: неужели такая огромная территория, как Россия, такой огромный пласт истории пустовал? Безусловно, были отдельные, известные моменты славянской культуры, но этот "мостик" его не устраивал. По словам директора музея Константина Васильева в Москве Анатолия Доронина, художник хотел воссоздать единое пространство и вернуться к корням и истокам. "Он знал, что это есть, просто утеряно, утрачено, загублено. Васильев хотел докопаться до истины" – рассказал Анатолий Доронин. Директор музея Васильева Анатолий Иванович Доронин Творческий поиск стиля длился до 27 лет, художник практически растворился в творчестве. В воспоминаниях его матери отмечено: "Я ложилась спать, он еще работал. Я вставала — он уже работал. Когда спал — не знаю". Вместо орла – мужчина с топором Первой работой Константина Алексеевича была картина "Северный орел". Однажды его товарищ пришел из леса и рассказал, что видел огромного орла, сидевшего на ветке, и когда он захотел подойти к птице поближе — орел вдруг обернулся и посмотрел на него так, что тот испугался. "Вдруг Костя странно отреагировал. Он сидел, слушал, поднялся со стула и говорит: "Как интересно! Я напишу картину. Назову ее — "Северный орел", — прокомментировал тот случай директор музея Анатолий Доронин. Однако, когда художник представил картину своим друзьям, вместо птицы все увидели на холсте сурового мужчину с пронзительным, орлиным взглядом и топором на плече. "Силу духа всего живого — вот, что должен выражать художник", — произнес тогда Васильев. Этот мотив – силы русского духа — красной нитью проходит сквозь все его творчество. По словам Доронина, Васильев как бы говорит: это — моя сказка, мое воображение. Хотите — входите в эту сказку, хотите — нет. "Он в своей живописи соединил мифотворчество как плоть искусства и символизм — как форму выражения", — пояснил Доронин. Пращуры и боги Выйдя на эту творческую колею, Васильев ощутил, что ему мучительно необходимо добраться до некой цели. Эту цель он выразил в своем дневнике, выписка из которого хранится в музее: "Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся". Продолжая свои поиски, он читал хронику историка XII века Саксона Грамматика и, вдохновившись историей языческих славянских племен, проживавших на территории современной Западной Германии, написал картину "Свентовит". "Северный Орел", "Свентовит" и "Велес" (справа налево) "Северным орлом" и "Свентовитом" Васильев определил границы своего творческого пути: с одной стороны — пращуры, предки, с другой — древние, дохристианские боги. Женское начало в работах художника выписано, как правило, холодными тонами, девушки на его картинах более отстранены, нежны, нравственно чисты. Символом женственности считается картина "Ожидание". Увлечение Вагнером Во многих источниках пишут, что Васильев вдохновлялся, или хотя бы делал стилистические отсылки к искусству Третьего Рейха. Действительно, он очень увлекался Вагнером и идеей "борьбы со злом, порожденным властью золота", представленной в творчестве этого композитора. Он не лукавил, открыто говоря, что немцы — сильный народ, и очень жаль, что мы воюем, а не дружим. "Он говорил так: вот мы, русские люди — поклоняемся женскому началу, немцы — мужскому. Вот если бы два этих полюса соединить — мы были бы непобедимы, и никаких войн на земле не было бы", — вспоминает слова художника директор музея Доронин. "Ожидание" Конечно, он не мог полностью отдаваться немецкой идеологии, просто потому, что его отец был партизаном, а сам он родился в оккупации. В том же "Свентовите" Васильев осознанно заменил, везде, кроме щита, немецкого орла на сокола, который для славян является "божественной" птицей, огненным духом Рарогом. Жизнь в одиночестве Всю жизнь Константин Васильев прожил фактически в изоляции, в селе, в атмосфере духовного одиночества. Художник так и не женился, хотя семью хотел иметь. Последней картиной Константина Васильева стало полотно "Человек с филином", написанное в 1976 году. В этом же году Константин Алексеевич Васильев ушел из жизни. "Человек с филином" О его трагической гибели до сих пор ходит множество слухов. Анатолий Доронин поделился своей версией, поскольку лично пытался выяснить все обстоятельства смерти и даже провел частное расследование. "В городе Зеленодольск была районная выставка, — рассказал Доронин. — Все просили о встрече с Васильевым, но с одним художником было неудобно, и назначили встречу со всеми — в день закрытия. На эту встречу Костя и поехал. Он вышел из дома, встретил своего приятеля, сказал ему, куда едет, и тот поехал вместе с ним. Они приехали. Кто-то из художников не пришел, долго ждали, ну и решили перенести закрытие выставки на другой день. Когда Константин узнал, что все переносится, они с товарищем вышли и пошли в сторону железнодорожной платформы. На этом отрезке пути кто-то чем-то, видимо, все-таки топором, убил обоих. Причем у товарища Константина отец был майором КГБ, и ему запретили вести дознание. То есть, судя по всему, заказ был очень большой", — рассказал Анатолий Доронин. Несмотря на то, что советская номенклатура не признавала творчество Константина Васильева, народ полюбил его удивительные работы. Силами друзей, семьи, энтузиастов и любителей его творчества в Москве был создан музей художника.

Константин Васильев – живописец русского духа
© Sputnik Эстония