Приморская судоверфь претендует на заказ самого мощного в мире ледокола

Правительство РФ решило отдать заказ на строительство сверхмощного ледокола «Лидер» (мощностью 120 МВт) судоверфи «Звезда», строящейся в Приморье в Большом Камне. Об этом в пятницу заявил журналистам замглавы Минпромторга Олег Рязанцев в кулуарах Международного дальневосточного морского салона. Основными претендентами на заказ были Балтзавод ОСК и судоверфь «Звезда» нефтекомпании «Роснефть» (в консорциуме с «Роснефтегазом» и Газпромбанком), сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия». Чуть позже принятое специальной рабочей группой решение прокомментировал вице-премьер Юрий Борисов, подтвердив, что в своем докладе группа рекомендовала именно «Звезду». — Я думаю, что Верховный главнокомандующий, президент Российской Федерации во время посещения Восточного экономического форума в сентябре озвучит решение, — добавил он. Представитель комплекса «Звезда» подтвердил «Известиям», что окончательного решения пока нет, его примет глава государства. По его словам, судоверфь имеет все возможности для выполнения такого заказа. — «Звезда» единственная верфь, которая может строить крупноблочным методом — это экономит средства и сокращает сроки строительства, — сказал он. Именно «Звезда» сейчас считается основным претендентом и на остальные заказы под освоение региона Арктики российскими компаниями. Фактически судоверфь станет крупнейшим в стране кластером гражданского судостроения, отметил аналитик EurasiaGroup Егор Татаринов. На данный момент в портфеле заказов судоверфи «Звезда» уже свыше 25 судов различного класса, в том числе танкеры типа «Афрамакс», арктические челноки, суда снабжения ледового класса и мелкосидящий ледокол. Верфь сейчас ведет переговоры по еще 15 контрактам. В заказах с новейшей судоверфи, не уступающей по качеству крупнейшим в мире судозаводам Южной Кореи, уже заинтересована сама «Роснефть», а также «Газпром» и «Новатэк». На прошлой неделе «Звезда» получила уникальный плавучий док грузоподъемностью 40 тыс. т, необходимый для проведения таких работ. Верфь рассчитывает на получение заказов и от иностранных судовладельцев, рассказал недавно гендиректор предприятия Сергей Целуйко. На полную мощность первую очередь «Звезды» партнеры по проекту планируют ввести в 2019 году, а вторую — в 2024 году. Проект уже привлек более 200 млрд инвестиций. Как ранее говорили представители судоверфи, спуск на воду и сдача заказчику первого заказа — многофункционального судна снабжения ледового класса Icebreaker 7 — запланирован уже в первый год ее работы. Ледокол «Лидер» (мощностью 120 МВт и полным водоизмещением более 71 тыс. т) требует существенной проработки и подготовки и не может быть сдан ранее 2025 года, считают в Минпромторге. Нефтяники жалуются, что уже имеющихся мощностей ледоколов недостаточно. Кроме того, для организации круглогодичной перевозки нефти и газа из Арктики в регион АТР по Северному морскому пути нужен гораздо более мощный ледокол, который мог бы проходить лед толщиной 2 м при коммерчески эффективной скорости 11–12 узлов. К 2035 году планируется построить до восьми атомоходов, более ста танкеров и газовозов Такие сверхмощные ледоколы для снижения их стоимости нужно строить серийно — минимум три единицы, говорил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Традиционно строительством атомных ледоколов занимается входящий в Объединенную судостроительную корпорацию Балтзавод. Но верфь уже строит для «Атомфлота» за 121,4 млрд рублей три ледокола ЛК-60 (их сдача планируется в 2019–2021 годах), поэтому заказ на новый сверхмощный ледокол логичнее передать «Звезде», считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее словам, это самая современная российская верфь, располагающая гигантским сухим доком и технически полностью готовая к реализации такого масштабного проекта. А вот строительство «Лидера» на Балзаводе потребует вложения существенных средств в модернизацию мощностей балтийской судоверфи.

Приморская судоверфь претендует на заказ самого мощного в мире ледокола
© Хабаровский край сегодня