Система ОМС в Свердловской области отмечает 25-летие

ТАСС, 6 августа. В этом году российская система обязательного медицинского страхования, а вместе с ней - и система ОМС Свердловской области отмечают 25-летние. До того, как стать главным источником финансирования больниц и главным гарантом безопасности пациента при получении им медицинской помощи, этот социальный институт прошел сложный и интересный путь. В рамках проекта "ОМС: ликбез" мы стараемся ответить на самые частые вопросы, возникающие у свердловчан к системе обязательного медицинского страхования. Сегодня мы поговорим о страховых медицинских организациях в системе ОМС и о том, как менялась их роль – от финансового организатора до "Адвоката пациента" - Правда ли, что сначала система ОМС работала без страховых компаний? Может быть, без них можно обойтись и сейчас? - Первые полисы ОМС, выданные страховыми компаниями, россияне получили в 1995 году – через два года после внедрения в стране системы обязательного медицинского страхования. Сначала страховщикам были делегированы только локальные, экспертные функции, а оплатой медицинской помощи Фонд занимался самостоятельно. Правда, и на этом этапе помощь страховщиков была огромна: они участвовали в реализации программы "Доступные лекарства", проверяли эффективность расходования средств в рамках целевых проектов, формировали регистр застрахованных граждан. Активными участниками финансовых процессов страховые компании стали с 2007 года – они собирают с больниц данные об оказанной их застрахованным помощи и оплачивают ее, проводят оценку качества медицинских услуг, консультируют граждан и защищают их права. - За счет каких средств существуют страховые компании? - Они оставляют себе средства на ведение дела в размере 1% от суммы, направленной на оказание помощи их застрахованным. Кроме того, часть бюджета страховой формируется за счет применяемых к больнице штрафов. - Это значит, что страховой компании выгодно искать нарушения в работе больниц? - В Свердловской области лишь 15% средств, полученных в результате экспертной работы, остается в распоряжении страховой компании. Остальные средства либо возвращаются обратно, в систему ОМС, на оплату медицинской помощи, либо идут на финансирование так называемых "допмероприятий": ремонт и приобретение оборудования для больниц и повышение квалификации медицинского персонала. В целом, работа страховой компании в системе ОМС скорее направлена на выполнение социальных функций, а не на получение прибыли. Вместе с тем, компания должна оплачивать работу высококвалифицированных специалистов – экономистов, юристов, врачей-экспертов качества медицинской помощи. - А "страховые представители" - это тоже сотрудники страховых компаний? - Конечно! С 2017 года в каждой страховой компании есть страховые представители трех уровней. Страховые представители I уровня – это сотрудники контакт-центров страховых компаний, к которым человек может обратиться за получением типовой консультации об объемах помощи, сроках ее ожидания, месте получения и т.п. Более сложные вопросы адресуются представителям II уровня: они смогут принять жалобу, разъяснить пациенту его права и помочь с прохождением диспансеризации. Страховой представитель III уровня подключается, если права человека были нарушены: организует экспертизу качества оказанной помощи и возьмет на себя переговоры с больницей. Страховые компании сегодня - настоящие адвокаты пациентов. Большинство из них имеют круглосуточные контакт-центры и помогают застрахованным без преувеличения – в режиме 24/7. Комментарий эксперта - Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков: "…Страховщик не должен быть "другом" или "врагом" медицинской организации: его задача выявить болевые точки, указать на них и помочь устранить – и таким образом защитить своего застрахованного от некачественных услуг в будущем. Важно, что сегодня страховые компании защищают права пациентов не только напрямую - проводя экспертизы, консультации, представляя интересы застрахованных в государственных органах – но и повышая качество и доступность медицинской помощи. С прошлого года, к примеру, страховые компании помогают формировать средства в составе нормированного страхового запаса фонда ОМС, которые могут направляться на приобретение и ремонт оборудования и обучение врачей. Только в Свердловской области сумма такого резерва превышает 150 млн рублей в год" В следующей публикации мы расскажем, из чего складывается бюджет системы здравоохранения, как формируется бюджет фонда и бюджеты больниц, и почему пациент может смело предъявлять свой полис, находясь в другом субъекте РФ.