Российскую экономику ожидают годы интенсивного роста

О том, как привлечь в российскую экономику 100 триллионов рублей частных инвестиций и вместе с тем не снизить доходную базу региональных бюджетов, сколько денег потребуется на повышение зарплат до уровня МРОТ и как оперативно обеспечить индийских гурманов качественной воронежской картошкой, в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. - Сергей Николаевич, президент поручил увеличить зарплаты российских граждан, приведя их в соответствие с МРОТ. Новация закономерно повлекла за собой повышение уровня расходов региональных бюджетов. Что делает сегодня комитет и Правительство для смягчения нагрузки на субъекты и в то же время своевременности и полноты выполнения решения президента? - Повышение с 1 мая минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 11 163 рублей, то есть до прожиточного минимума, вызвало и ожидаемый рост дополнительных расходов, с которыми не все регионы смогли справиться самостоятельно. Однако нам удалось убедить Правительство в необходимости увеличения дотаций отдельным субъектам уже в бюджете текущего года. Кабмин предусмотрел на эти цели 36,4 миллиарда рублей. Отменять региональные коэффициенты никто не собирается, так как процесс этот будет болезненным. Но по нашим расчётам, цифра дополнительных расходов будет значительно больше. Дело в том, что в некоторых северных регионах и на Дальнем Востоке до сих пор действуют региональные надбавки, так называемые северные коэффициенты, которые были приняты во времена Советского Союза. Таким образом Совет министров решал проблему привлечения кадров в развивающиеся регионы и нефтегазовые и металлорудные провинции. С тех пор эти региональные надбавки никто не отменял. Поэтому в осеннюю сессию мы поднимем вопрос о выделении регионам дополнительных средств, чтобы покрыть все потребности субъектов. К уже обещанным средствам необходимо будет добавить ещё 28 миллиардов рублей, набегающих из-за «северных». Это как минимум. В общей сложности после мы ожидаем от Правительства приблизительно около 70 миллиардов рублей. Сразу хочу успокоить: отменять региональные коэффициенты никто не собирается, так как процесс этот будет болезненным. Мы рассчитываем, что нас поддержит Минтруд, Минэкономразвития и в конечном счёте Минфин. Перед этим мы проведём скрупулёзную инвентаризацию всех коэффициентов. В противном случае регионы будут вынуждены брать кредиты. - Но регионы и без того уже закредитованы… Уместно ли заимствовать в банках в такой ситуации? - Ни в коем случае. Мы только-только общими усилиями в прошлом году убрали этот растущий тренд, когда консолидированная задолженность регионов превысила 2,4 триллиона рублей. До этого, конечно, была проведена колоссальная работа. Наш комитет три года назад смог убедить Правительство остановить рост закредитованности субъектов, выдав им на замещение коммерческих кредитов не менее триллиона рублей под льготные проценты. И сегодня мы видим результаты. Замещение коммерческих кредитов бюджетными позволило повысить устойчивость и сбалансированность региональных бюджетов. Я думаю, что если бы в этом году заложили в текущий бюджет 300 миллиардов рублей на эти цели, то долги регионов снизились бы до полутора триллионов. Думаю, осенью мы вернёмся к этому вопросу. Устойчивость региональных бюджетов — это хорошо. Но чтобы разогнать экономику страны, нужны инвестиции. По оценкам Правительства, их долю за предстоящие шесть лет необходимо поднять с текущих 16 процентов ВВП до 25. Какие меры возможно предпринять в этом направлении? Для того чтобы частные деньги хлынули в российскую экономику, необходимо создать условия, в том числе и действенные правовые механизмы. По данным Центробанка за 2017 год, население держит во вкладах порядка 30 триллионов рублей, ещё примерно столько же средств скопилось на депозитах российских предприятий. А если предположить, что как минимум треть граждан в принципе не доверяет банковской системе, то мы получим ещё 30 триллионов рублей «под подушкой». Если собрать все эти источники, то сумма получится внушительная, сопоставимая с ВВП России, который, по прогнозам, в текущем году достигнет 100 триллионов рублей. Представьте, если бы эти деньги можно было инвестировать в реальный сектор уже сейчас? Но для того чтобы частные деньги хлынули в российскую экономику, необходимо создать условия, в том числе и действенные правовые механизмы. В первую очередь необходимо разбюрократизировать разрешительную процедуру, создать для бизнеса систему одного окна, при этом существенно ограничив функции силовых ведомств, чья излишняя настойчивость порой смазывает все усилия по созданию в стране нормального делового климата. - Заманить инвесторов в Россию в условиях санкционного давления сложно, но при желании можно. Однако помимо долгосрочного соблюдения правил игры государством крупные инвесторы ориентируются ещё и на макроэкономические показатели. Как, по-вашему, удастся ли Банку России удержать инфляцию в заявленных рамках? - Сегодня Центробанк держит инфляцию под контролем, и за пределы четырёх процентов в следующем году она не должна выйти даже с учётом влияния повышения ставки НДС на два процента. Для бизнеса такая предсказуемость очень важна и может сыграть положительную роль при привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты и развитие экспортного потенциала. - Развитие экспортного потенциала в условиях санкционного давления — это не совсем уж запредельные мечты? - Совсем нет. Чтобы этого добиться, необходимо создать продовольственную электронную международную биржу и уйти от криминальных посредников, которые накручивают цены иногда в десять раз. По оценкам экспертов, площадка позволит сельхозпроизводителям продавать те же лук, чеснок и морковь по реальной цене. Перед нашими аграриями откроются бездонные рынки Китая, Индии и Ирана. За счёт увеличения экспорта сельхозпродукции на селе появится дополнительные рабочие места и малый бизнес получит развитие. В том же Китае доля малых предприятий в структуре ВВП занимает 67 процентов, а у нас пока 22. Нам нужно создать условия для появления на селе новых предприятий. Территории у нас для этого хватит. По самым скромным подсчётам, сегодня в стране 40 миллионов гектаров непаханной земли. - И как вы себе представляете работу этой электронной биржи? - По аналогии с зарубежными электронными площадками, которые сейчас торгуют ширпотребом и электроникой. А здесь любой житель Индии или Китая сможет установить приложение биржи на смартфон и заказать через него, скажем, десять мешков картошки из Воронежской или Брянской области. Сделал запрос и через несколько часов или в течение суток получил корнеплоды. Вся инфраструктура в стране для реализации этого проекта имеется. Нужно только запустить процесс. Уже сейчас группа математиков и экономистов готова включиться в работу. Идея, кстати, понравилась вице-премьеру Алексею Гордееву. - Раз уж заговорили о селе, можно вернуться к теме регионов. Выполнение майского указа Президента 2018 года создаст очевидную для них дополнительную нагрузку. Именно на субъекты возложено основное бремя финансирования социальных расходов. Какие меры планируется принять, чтобы обеспечить большую сбалансированность региональных бюджетов? - Отмена налога на движимое имущество с января 2019 года угрожала значительными брешами в бюджетах субъектов, которые в общей сложности не досчитались бы 296 миллиардов рублей. Но Правительство согласилось с предложенными Советом Федерации мерами. Во-первых, потери будут компенсированы за счёт передачи на региональный уровень с федерального 50 процентов акцизов на крепкий алкоголь к уже имеющимся 50 процентам. Нам нужно создать условия для появления на селе новых предприятий. Территории у нас для этого хватит. По самым скромным подсчётам, сегодня в стране 40 миллионов гектаров непаханной земли. Во-вторых, убытки регионов будут возмещены за счёт части акцизов на табачные изделия, которые сегодня полностью уходят в федеральный бюджет. В общей сложности предложенные меры компенсируют около 200 миллиардов рублей. Оставшиеся средства предлагается компенсировать за счёт акцизов на нефтепродукты, 100 процентов которых поэтапно перейдут в регионы к 2024 году. - Сергей Николаевич, ваш комитет в последние годы уделяет особое внимание наведению порядка в сфере оборота алкоголя. Каковы итоги? - Следует признать, что пять лет назад мы выпустили ситуацию из-под контроля, когда акцизы на крепкий алкоголь были подняты до 520 рублей. Большой объём производства и оборота сразу же ушёл в подполье. Мы тогда потеряли половину рынка. Производство крепкого алкоголя со 140 миллионов декалитров упало до 74 миллионов. Поэтому мы вынуждены были усилить меры административной и уголовной ответственности, ограничить перемещение крепкого алкоголя в Евразийском союзе, потому что много недобросовестных перевозок было со стороны Белоруссии и Казахстана. Правительство нас в этом поддержало и это позволило уже в позапрошлом году 55 миллиардов рублей вывести из тени. В прошлом году — около 60 миллиардов, и в этом году мы рассчитываем примерно на такую же цифру. В целом же прогноз на этот год — около 170 миллиардов рублей поступлений от акцизов на крепкий алкоголь. - Что ещё осталось нерешённым в этой сфере? - Здесь можно упомянуть о предприятиях по производству стеклотары. Двадцать одно из них не подписало соглашение с союзом производителей алкогольной продукции, то есть не захотели раскрываться и сделать прозрачным свой бизнес. Это нас насторожило. Мы провели проверки и выяснили, что порядка 20 миллионов декалитров крепкого алкоголя сегодня разливается в стеклотару криминального характера. Поэтому нами внесён в Госдуму законопроект, в котором предусматривается ответственность производителей стеклотары, для которой мы предлагаем ввести маркировку. Каждый завод будет обязан ставить на продукцию своё идентифицирующее клеймо. Если этого не произойдёт, продукция будет считаться незаконной. Следует признать, что пять лет назад мы выпустили ситуацию из-под контроля, когда акцизы на крепкий алкоголь были подняты до 520 рублей. И главное, заводу будет запрещено отпускать стеклотару ликероводочным предприятиям, не имеющим лицензии. При несоблюдении этого условия продукция будет изыматься. Надеемся, в осеннюю сессию коллеги нас поддержат и это можно будет считать очередным шагом в пакете мер по наведению порядка в сфере оборота алкоголя. - Известно, что для реализации майского Указа президента 2018 года на ближайшие шесть лет понадобится как минимум восемь триллионов рублей. Какие меры будут предприняты для решения этой задачи? - Из всего перечня дополнительных источников пополнения бюджета основная — это повышение НДС на два процента. Ежегодно мера позволит мобилизовать дополнительно 620 миллиардов рублей. Вторая мера — заимствования на внутреннем рынке для формирования фонда развития, в котором будет сосредоточено 3,6 триллиона рублей. Также можно назвать целый ряд других источников, связанных с «обелением» экономики. Необходимо выводить бизнес из тени. Я уже упоминал, что ещё пять лет назад половина производства крепкого алкоголя в России носила криминальный характер, теперь ситуация изменилась. В этом же направлении нужно двигаться и в других сферах. В той же табачной индустрии. По нашим оценкам, сегодня 19 процентов оборота табачных изделий находится в тени. А это большая сумма, учитывая, что прогноз на текущий год по поступлениям от акцизов на табак 700 миллиардов рублей. Если «обелить» эту долю, то можно решить проблему сбалансированности региональных бюджетов. По моим подсчётам, итогом реализации всех поставленных президентом задач станет увеличение ВВП России до 135 триллионов рублей. - Вывод из тени самозанятых также поспособствует росту экономики? - Безусловно. Сегодня регионы вынуждены доплачивать в фонд обязательного медицинского страхования 618 миллиардов рублей. Это очень серьёзное обременение для субъектов. И тут есть разные точки зрения, как минимизировать расходы. Часть экспертов говорит, что полномочия нужно передать на федеральный уровень, но пока на это никто не может решиться, потому что администрировать региональные вопросы из Центра будет затруднительно. Поэтому нужно искать другой выход. Предлагается вывести из тени категорию самозанятых граждан. В Совете Федерации есть своё видение решения проблемы. Сегодня регионы вынуждены доплачивать в фонд обязательного медицинского страхования 618 миллиардов рублей. Сенаторы разработали законопроект о патентном налогообложении, который предполагает возвращение в налоговую юрисдикцию России граждан, работающих на себя. Мы предлагаем установить, что особенности администрирования должны определяться регионами, которые нас в этом вопросе поддерживают. - Комитет в последние годы вёл активную работу по повышению эффективности регулирования консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) с целью повышения доходов региональных бюджетов. Что-то получилось? - Изначально, когда принимался закон о КГН, предполагалось, что произойдёт перераспределение налогового потенциала с Москвы и Санкт-Петербурга в те регионы, где производится продукция и формируется прибавочный продукт. С налоговой и социальной точек зрения это было правильно. Но добиться перераспределения не получилось. Более того, выпадающие доходы в ряде регионов превысили размеры ожидаемого эффекта в несколько раз. К примеру, Белгородская область потеряла семь миллиардов рублей, Ростовская — около трёх, Ульяновская — полмиллиарда. Поэтому мы убедили Правительство отказаться от этого инструмента. С 2023 года институт консолидированных групп налогоплательщиков будет отменён. - Весной этого года произошёл всплеск цен на бензин и дизельное топливо. Однако в последние месяцы ситуация стабилизировалась. Что было сделано для решения данной проблемы, какие законы были приняты? - По инициативе Валентины Ивановны Матвиенко мы немедленно обратились в Правительство за разъяснениями к вице-премьеру Дмитрию Козаку и в скором времени был разработан законопроект, снижающий акцизы на нефтепродукты с 1 июня. Эта мера позволила остановить рост цен на бензин. Сегодня Правительство предлагает регулировать стоимость бензина на внутреннем рынке экспортными пошлинами. Чтобы ситуация не повторилась, мы продолжаем мониторить рынок нефтепродуктов и находимся в постоянном контакте с кабмином.