Владимир Илюхин: Камчатку ждут годы устойчивого развития

Губернатор Камчатского края Владимир Илюхин в преддверии Восточного экономического форума рассказал ТАСС, как регион готовится к этому важному мероприятию, какие проекты реализуются в Территории опережающего развития "Камчатка" и Свободном порту Владивосток и каковы ожидания власти региона от добычи золота на северо-востоке страны. — В середине сентября начнется одно из самых важных экономико-политических событий для регионов ДФО – Восточный экономический форум. Какие договоры власти Камчатки планируют заключить? — Мы планируем заключить пять инвестиционных соглашений. Они касаются реализации инвестпроектов по строительству терминала перевалки сжиженного природного газа и двух гостиничных комплексов. Еще два соглашения посвящены недропользованию – это создание горно-обогатительного комбината на базе золоторудных месторождений Бараньевское, Золотое, Угловое, Кунгурцевское, строительство подземного рудника и модернизация ГОК "Аметистовое". На полях Восточного экономического форума правительство Камчатского края продлит действие соглашения с Якутией о развитии межрегиональных торгово-экономических и культурных взаимоотношений. Также планируется подписание документов о сотрудничестве с Российским экспортным центром, ассоциацией "Национальное конгресс-бюро", "Деловой Россией", Фондом "Сколково", АНО "АСИ" и агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)". Также будет подписано семистороннее соглашение с губернаторами других дальневосточных субъектов о сотрудничестве в деле развития круизного туризма, в том числе в рамках реализации межрегионального проекта "Дальневосточная круизная линия". — Как сейчас идет реализация проекта ПАО "НОВАТЭК" в Бечевинской бухте? — По итогам проведенной работы с инвестором и Минобороны России оптимальным местом размещения объекта определена бухта Бечевинская, расположенная в 100 км от Петропавловска-Камчатского. Это ближайшая к Севморпути незамерзающая бухта, где можно поместить перегрузочный комплекс. Сейчас инвестор ведет проектирование объектов береговой инфраструктуры, инженерно-геологические изыскания и готовит проектные решения. 10 августа под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева на Камчатке состоялось совещание по вопросам реализации инвестпроекта. Речь идет о строительстве объектов федеральной собственности в бухте (волнозащитные сооружения, системы обеспечения безопасности мореплавания, подходной канал), создании газотранспортной инфраструктуры для интеграции морского перегрузочного комплекса в газотранспортную систему Камчатского края. — Когда начнутся первые работы на объекте и что реализация проекта даст региону? — Строительство морского перегрузочного комплекса и сопутствующих объектов инфраструктуры начнется не ранее 2019 года, после разработки проектной документации и получения положительных заключений Главгосэкспертизы. Кроме того, до начала строительных работ необходимо решить вопрос освобождения предоставленной территории от снятых с государственного учета объектов недвижимости, ранее эксплуатируемых министерством обороны РФ. Казарменно-жилищный фонд расформированной военной части "Бечевинка", который не обслуживался с 1996-1997 годов, частично разрушен. Для Камчатского края данный проект означает не только появление крупного инвестора, но и возможность решения важнейшей задачи - дальнейшей газификации региона. В связи с ограниченным количеством запасов природного газа на камчатских месторождениях объем его добычи снизился, с января 2015 года не превышает 420 млн кубометров в год и почти полностью используется ПАО "Камчатскэнерго". Это не позволяет обеспечить газом действующих и потенциальных резидентов ТОР "Камчатка" и Свободного порта Владивосток, инфраструктуру агропромышленного и туристического комплексов, тормозит газификацию объектов ЖКХ и жилищного фонда, а также перевод транспорта на газомоторное топливо. Суммарный объем потребления газа в регионе к 2030 году может составить более 1 млрд кубометров в год, что с учетом снижения поставок природного газа от камчатских месторождений создаст дефицит голубого топлива порядка 730 - 800 млн кубометров в год. В этих условиях замещение недостающего природного газа за счет использования отпарного газа с морского перегрузочного комплекса СПГ ПАО "НОВАТЭК" решает проблему дефицита и открывает широкие перспективы для дальнейшего развития Камчатского края. — Каким образом регион будет участвовать в реализации проекта? — В октябре 2017 года правительство Камчатского края и инвестор заключили соглашение о сотрудничестве по созданию на Камчатке морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа, в рамках которого власти региона обязались создать организационные и экономические условия для реализации проекта. Регион намерен не только эффективно решать вопросы на уровне субъекта, но и оказывать поддержку инвестору на федеральном уровне. — Насколько оказались востребованными в регионе преференциальные режимы ТОР и СПВ? — Динамика заключения соглашений с резидентами ТОР и СПВ показывает, что особые правовые режимы набирают популярность среди инвесторов. Если по состоянию на 1 января 2018 года в ТОР "Камчатка" было зарегистрировано 37 резидентов, то сейчас их почти в два раза больше – 72, а планируемый объем инвестиций составляет 31,1 млрд рублей. По свободному порту Владивосток также наблюдается существенная положительная динамика. На 1 января 2018 года в СПВ было зарегистрировано 39 резидентов, сейчас это уже 101 резидент с предполагаемым объемом инвестиций 7,4 млрд рублей. На рассмотрении и подписании в управляющей компании сейчас находится еще около 70 заявок на получение статуса резидентов ТОР "Камчатка" и СПВ. — Какие наиболее крупные проекты в них представлены, на что больше ориентируются инвесторы? — Наибольшее количество проектов в ТОР "Камчатка" инвесторы предполагают реализовать в туристической отрасли. Расширение рынка туристических услуг на Камчатке является одним из ключевых направлений развития региона. По объему инвестиций наиболее крупные проекты резиденты реализуют в транспортно-логистической сфере, рыбопромышленной отрасли. Здесь можно отметить проекты по строительству международного аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово) - 6,2 млрд рублей, грузового терминала ООО "Свободный порт Камчатка" - 4 млрд рублей, рыбоперерабатывающих заводов ООО "Камчаттралфлот" - 1,4 млрд рублей и ООО "Город 415" - 800 млн рублей. В СПВ, учитывая портовую специфику Петропавловска-Камчатского, наибольшее количество инвестиционных проектов предполагается реализовать в сфере услуг и транспортно-логистической сфере. Локомотивами СПВ выступают инвестпроекты по строительству отеля в историческом центре Петропаловска-Камчатского и созданию порта-хаба по обслуживанию судов и перевалке грузов. — Можно ли сегодня оценить, какую выгоду для региона принесет реализация этих проектов? — Уже сейчас заявляемые действующими и потенциальными резидентами ТОР "Камчатка" и СПВ инвестиционные проекты предполагают не позднее 2022 года привлечение инвестиций в размере 58 млрд рублей и создание 10 тыс. новых рабочих мест, что является существенными цифрами для нашего региона. На данный момент резиденты ТОР "Камчатка" и СПВ уже вложили в свои проекты более 5 млрд рублей и создали более 500 новых рабочих мест. Нужно отметить, что проекты направлены на развитие промышленности и обрабатывающих производств на Камчатке, а не на вывоз сырья для его последующей продажи. — Как выполняются первые и вторые майские указы президента РФ Владимира Путина? — Проведенный анализ заработной платы показал, что целевые показатели по итогам 2017 года, а также первого полугодия 2018 года, выполнены по всем категориям "указников". Допустимое недостижение целевых показателей зафиксировано только у младшего медицинского персонала – на 0,2%. С целью достижения целевых показателей по уровню заработной платы правительство Камчатского края в 2018 году выделило дополнительно 719 млн рублей. — Достаточно ли средств на их исполнение и будет ли регион запрашивать дополнительные средства из федерального бюджета на их реализацию? — В отношении первых указов президента РФ необходимо отметить, что исполнение установленных целевых показателей правительство Камчатского края обеспечит в полной мере, в том числе в случае необходимости за счет перераспределения ассигнований краевого бюджета. Касательно новых указов, сейчас ведется разработка регионального проекта "Демография". В него войдут проекты по финансовой поддержке семей при рождении детей; созданию условий для ведения трудовой деятельности женщин с детьми, включая ликвидацию очереди в ясли для детей до трех лет; разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения; формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек; созданию новой физической культуры. В общей сложности с 2012 по 2018 год на повышение оплаты труда различных категорий работников из краевого и регионального бюджетов было выделено почти 18,3 млрд рублей. Оплата труда является приоритетным обязательством Камчатского края и финансируется в первоочередном порядке. Вместе с тем, в 2018 году в связи с увеличением прогнозной оценки среднемесячного дохода, который служит целевым индикатором для повышения заработной платы категорий работников, предусмотренных указами (с 60 784 рублей до 60 981 рубля), у нас образовался недостаток средств в размере 80,5 млн рублей. Правительство Камчатского края обратилось в министерство труда и социальной защиты и министерство финансов Российской Федерации за дополнительной поддержкой из федерального бюджета. Даже если обращение не будет поддержано, правительство Камчатского края изыщет недостающие средства за счет сокращения финансового обеспечения менее приоритетных расходных обязательств. Несмотря на низкую бюджетную обеспеченность Камчатского края, в течение 2018 года правительство региона предусмотрело в бюджете дополнительные ассигнования на повышение оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы. Это порядка 1,4 млрд рублей. — Как сегодня можно оценить в регионе перспективу добычи золота? Каковы планы и прогнозы есть в этом направлении? — Камчатка постепенно закрепляется в ряду значимых золотодобывающих регионов. По данным Союза золотопромышленников, Камчатский край в 2017 году занял десятое место в рейтинге субъектов Российской Федерации по производству золота с показателем 6,84 тонн. Камчатская компания АО "Золото Камчатки" также входит в десятку крупнейших производителей золота в России в 2017 году - 5,17 тонн золота. Согласно стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае до 2025 года в регионе помимо действующих горнообогатительных комбинатов (Агинский, Асачинский, Аметистовый) планируется построить и ввести в эксплуатацию ГОКи Озерновский, Кумроч, горнодобывающие предприятия на месторождениях Оганчинское, Бараньевское с переработкой руды на Агинском ГОКе. Рассматривается возможность доразведки и введения в эксплуатацию золоторудных месторождений Родникового и Мутновского, предусмотрена разведка перспективных золоторудных объектов в пределах Малетойваямского и Ветроваямского рудных полей и их флангов, а также Малахитового медно-порфирового рудопроявления с возможностью наращивания к 2025 году сырьевой базы в размере до 500 тонн золота. Ожидается, что добыча золота в Камчатском крае к 2025 году возрастет до 17,5 тонн.

Владимир Илюхин: Камчатку ждут годы устойчивого развития
© ТАСС