Москва, 13 сентября - "Вести.Экономика" Правительство России на протяжении последних десяти лет создает условия для экономического роста на Дальнем Востоке. Тем не менее, кумулятивный среднегодовой темп роста валового регионального продукта за последние пять лет в Дальневосточном федеральном округе не превышает среднероссийский показатель, отмечает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК РЕГИОН. В 2007-2012 годах в мероприятия по подготовке саммита АТЭС было вложено порядка 700 млрд рублей, в 2014 году началось создание территорий опережающего развития с весомыми льготами для инвесторов, в 2016 году стартовала программа «Дальневосточный гектар». Но говорить об "отдаче" пока рано. Почему? Дальний Восток воспринимается многими как громадная, но малонаселенная часть России. Действительно, средняя плотность населения здесь в 8-9 раз ниже, чем в целом по стране. Однако более детальный анализ показывает, что все не так плохо. Порядка 94% территории Дальнего Востока отнесено к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, против 67% в Сибири и 45% на Урале. Плотность населения в комфортных для проживания частях этих округов составляет 12,8, 11,1 и 12,1 человек на 1 квадратный километр, а на оставшейся части – по 0,3 человека на 1 квадратный километр соответственно. По уровню экономического развития Дальний Восток не отнесешь к числу отстающих: по объему валового внутреннего продукта на душу населения он входит в тройку лучших в России, уступая лишь Уралу и Центру. Однако отраслевую структуру экономики округа сложно назвать удовлетворительной: здесь самая низкая по стране доля обрабатывающих отраслей, максимальная доля транспорта и вторая по величине доля добывающих секторов. Порты Дальнего Востока переваливают четверть всех морских грузов России. Это означает крайне высокую зависимость округа от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры в отношении сырья, добываемого как непосредственно на Дальнем Востоке, так и в других частях страны (прежде всего, речь идет о кемеровском угле). Учитывая вышесказанное, логично, что правительство России активно поощряет не только развитие транспортной инфраструктуры, но создание новых обрабатывающих производств. В числе крупнейших проектов – Восточная-нефтехимическая компания, Амурский ГПЗ, верфь «Звезда». Их реализация в ближайшие пять лет принесет Дальнему Востоку триллионы рублей инвестиций, связанных непосредственно со строительством производственных мощностей и с развитием энергетики и транспорта, и может кратно увеличить темпы экономического роста, создаст условия для привлечения квалифицированной рабочей силы. Вторым важным катализатором является развитие малого и среднего бизнеса в связке с программой «Дальневосточный гектар». Согласно опросам, порядка 46% получателей участков планируют использовать их в предпринимательской деятельности, преимущественно, в области сельского хозяйства, туризма и общественного питания. Наделение граждан и бизнеса землей является действенным стимулом развития территорий. США использовали этот инструмент для расширения сети железных дорог, Кипр – для развития туристической инфраструктуры, Россия – при проведении аграрной реформы. Существенным фактором успеха здесь является создание эффективного механизма банковского кредитования под залог земли. Для этого необходимо обеспечить прозрачную и справедливую оценку стоимости участков с учетом будущего коммерческого использования, стимулировать предоставление долгосрочных кредитов при одновременном снижении ставок на них (Фонд развития Дальнего Востока, Федеральная корпорация по развитию МСП и ряд банков уже работают в этом направлении). Отмечу, что правительство России к настоящему времени использовало, пожалуй, весь известный арсенал мер по стимулированию роста (в том числе, создание специальных административных районов для оффшорных компаний). Некоторая часть из них не реализовала свой потенциал из-за банальных просчетов: например, пятая свобода воздуха в аэропорту Владивостока действует уже 7 лет, но трансфертная зона для пассажиров международных рейсов была запущена лишь в этом году. Тем временем, ход крупных проектов сдерживали длительные согласования. Устранение этих препятствий должно позволить Дальнему Востоку оправдать возлагаемые на него надежды.

Ускорение Востока
© Вести Экономика